Антон Шантырь: «В Петербург пришла мода на спорт»
– Позади Евро-2020, впереди первый международный IRONMAN. Насколько справедливо будет сказать, что этим летом Петербург стал спортивной столицей нашей страны?
– Петербург и так всегда был спортивной столицей. А то, что на прошедшем Экономическом форуме Петербургу официально было присвоено звание беговой столицы России, еще раз подтверждает это. И правда, очень много людей сейчас занимаются спортом, потому как спортом заниматься стало модно. Например, если попасть в какую-нибудь парковую локацию нашего города около 7-8 утра, можно ахнуть, что город уже не спит, город двигается…
– У меня как раз на финал нашей беседы был заготовлен вопрос: есть ли у вас ощущение, что сегодня стало модно заниматься спортом? Но вы, кажется, уже предварили на него ответ…
– Это не ощущение, у меня есть четкая уверенность, что, действительно, мода на занятия физической культурой и спортом к нам пришла и укоренилась. Люди вне зависимости от экономического статуса или социального уровня задумались о продолжительности жизни и о состоянии своего тела, о благополучии своих близких… В последнее время, в пандемию, очень многие занялись своим здоровьем: а ведь это обязательно еще и вопросы питания, места проживания и, конечно, занятий физкультурой и спортом.
– Так, может, упомянутая вами пандемия как раз и подтолкнула горожан на занятия спортом?
– Наверное, я соглашусь: пандемия дала такой толчок. И, кроме того, сами петербуржцы также в это время открыли для себя доступную среду для занятия спортом – это и улица, и внутридворовые спортивные площадки, и парки, и набережные рек и каналов. Потому что основное препятствие для занятий спортом среди горожан – отсутствие доступной среды.
Но за минувший год мы фиксируем серьезный спад числа обращений по этой проблеме. И локаций стало больше, и люди открыли для себя новые возможности. Это касается не только уличного спорта. Например, мы уже отчетливо понимаем, что фитнес-клубы в Петербурге смогли сохраниться, и сейчас они тоже на достаточно серьезном взлете.
Скажем, до пандемии в городе насчитывалось 6600 спортивных клубов, и, к сожалению, после пандемии 600 из них закрылось. Но уже за последнее время мы видим, что добавилось 200 новых, и это как раз оттого, что в городе вновь актуален тренд на занятия физкультурой.
– С ваших слов получается, что пандемия оказала на спорт положительное влияние. Но ведь наверняка есть и существенные отрицательные моменты. Что это, кроме отмены спортивных событий?
– Во-первых, жизнь – это постоянное преодоление. Чем сложнее ситуация, тем человек в большей степени растет над собой, получает новые навыки, умения, знания. Это основное, что у нас есть. И в спортивной среде те ограничения, которые случились, такие как, например, отмена соревнований, заставили спортсменов усилиться. При этом, конечно, особо значимыми на этом этапе стали тренеры. В такой ситуации стоит повторить афоризм Алексея Николаевича Мишина (советского и российского тренера по фигурному катанию. – Ред.): «В связке «талантливый спортсмен – бездарный тренер» побеждают бездарный спортсмен и талантливый тренер». Пандемия дополнительно продемонстрировала, что тренер – это основное условие для появления у спортсмена отличного результата.
Во время изоляции грамотным наставникам пришлось поднять свои журналы, дневники и задуматься над выстраиванием актуального графика тренировок. А тот, кто ничего не записывал и не фиксировал, а значит, не отследил возможные ошибки, уже заведомо проиграл. Ведь даже один год в спорте – это очень много.
– Тридцать семь петербургских атлетов представляют нашу страну на стартовавшей Олимпиаде в Токио. Как вам наша сборная?
– Хоть состав достаточно молодой, каждый из спортсменов начинал заниматься спортом со своих 5-7 лет. И наверняка последние 10 лет они осознанно готовились к борьбе за олимпийские медали. А ведь это 24 часа в сутки подготовка к одному-единственному выступлению. И здесь задача тренера – сделать так, чтобы к моменту старта спортсмен подошел на пике своей формы. А ведь еще из учебников по физиологии известно, что атлет может достичь своей максимальной физической формы и закрепиться в ней из 365 дней года всего на 40 дней. И тренер должен так подгадать, чтобы подвести спортсмена под нужный ритм, организовав его физиологический всплеск в момент прохождения соревнований.
А еще одна задача современного тренера – сделать так, чтобы спортсмена ничего не сбивало. Потому что вокруг спортсмена, а тем более олимпийца, много людей с камерами, цветами, подарками, а еще красивые девушки – это все отвлекающие факторы.
– А медальный план у вас есть? Сколько вы ждете из Токио золотых?
– Такого плана не может быть и не должно быть. И я прежде всего отвечаю вовсе не за победы, а за поражения питерских спортсменов.
Потому что никто не спрашивает: «Как же получилось так классно?» Но зато всегда зададут вопрос: «А почему же не удалось?» Но это и правильно, и к поражениям надо относиться нормально. Самое главное – делать верные выводы.
– Если плана нет, есть ли те, за кем вы пристально наблюдаете? Например, вам как серебряному призеру Олимпиады по велоспорту точно должно быть интересно болеть за велогонщика Павла Якушевского?
– Если я начну болеть за каждого спортсмена, то я заболею действительно. Я, конечно, внутренне переживаю, но при этом своей главной задачей ставлю создание условий. А Павел как раз у меня занимался в «Олимпийских надеждах», когда я там работал директором.
– Город выплатит олимпийцам премии за победы или даже за участие?
– У нас премии установлены законом Санкт-Петербурга: за первое место 5 миллионов рублей, за второе место 2,5 миллиона, за третье – 1,5 миллиона. Четвертое место равно 600 тысячам, а за участие – 50 тысяч. Тренеры так же, соответственно.
Вот в мое время такого не было… Хотя надо понимать, что российские спортсмены и в мое время, и сейчас ехали и едут не за призовыми.
Я, например, очень четко помню, как в 1989 году на чемпионате мира по юниорам вставал на первое место пьедестала и звучал гимн Советского Союза. И те мурашки, те ощущения я не забуду никогда, потому что это было самое эмоциональное событие в моей жизни: оно было связано с гимном, с красным флагом… И с тем, что это была моя первая награда такого уровня.
– На этой неделе в Петербург придет IRONMAN. Планируете и дальше развивать триатлон в Петербурге?
– Да, конечно, будем развивать. У нас, кстати, из Петербурга есть участница этих Олимпийских игр по триатлону – девушка входит в топ-10 в мире.
А еще мы только что провели первое в Петербурге официальное соревнование по плаванию на открытой воде. И интересная деталь: большая часть спортсменов-любителей в нашем городе выбирают заниматься не бегом, а плаванием. Знали вы это? Я вот удивился. Казалось бы, где у нас плавать? Оказалось, что вполне можно в определенных локациях: мы там предварительно сделали анализы, получили разрешение от Роспотребнадзора и теперь провели первые подобные официальные соревнования. Так что открываем для себя новые форматы.
– В следующем году в Петербурге пройдет финальный матч Лиги чемпионов. Город уже готовится к этому? Фан-зону сделаете?
– Готовимся, конечно, ведь Лига чемпионов – очень крутое мероприятие. Масштаб мировой. И фан-зону сделаем обязательно. Сейчас решаем по поводу места: наши европейские коллеги выбирают с учетом того, что логистика у нас в городе с каждым годом улучшается благодаря появлению новых дорог и новых маршрутов. Одно уже понятно – это точно не будет Дворцовая площадь. Мы предложили на выбор Конюшенную площадь, парк имени Кирова и отличную локацию возле стадиона – парк 300-летия.
– Давайте еще уточню про гонки: Гран-при России «Формулы-1» с 2023 года будет проходить в 50 километрах от нашего города на «Игора Драйв». Это хорошо для Петербурга?
– Поменяем акцент: хорошо гонкам, оттого что они приедут в Петербург! Мы их проведем на очень правильном уровне, и, может быть, после этого у «Формулы-1» появится новый виток в развитии. Но важно другое! Что бы ни происходило, Питер, как крест на Исаакии, останется Питером, а «Формула-1», чемпионаты мира, другие соревнования – это все просто составляющие культурной жизни нашего города.
– И все же есть ли что-то, чего не хватает современному Петербургу в спортивной инфраструктуре?
– Вот, например, нам точно необходима лыжно-биатлонная трасса. В свое время, в 2008 году, в Зеленогорске планировали построить лыжероллерную трассу: выбрали хорошее место, где есть естественный рельеф, потратили деньги налогоплательщиков на проект трассы. Затем спроектировали, провели экспертизу, все согласовали – выделяй деньги и начинай строительство. Но прошло время, проект не реализовали, а вскоре всю эту территорию признали заказником. И получается, что все работы были выполнены напрасно. А ведь, используя уже все планировочные решения и опыт других стран, например скандинавских, и трассу, и заказник вполне можно совместить.
Сегодня, по требованиям Роспотребнадзора, в каждой новой школе уже должно быть два бассейна и три спортивных зала. И, разумеется, эти спортивные залы должны действовать во внеурочное время.
Кстати, развитие таких школьных спортивных клубов мы планируем обсуждать на заседаниях общественного совета при нашем комитете – его новый состав мы как раз сейчас формируем.
– Есть уже четкий план, когда он заработает и что еще может стать темами для обсуждения на нем?
– До конца года я хочу собрать первый общественный совет и постараться принять на нем базовую стратегию развития физической культуры и спорта города. Там мы должны будем ответить сами себе на вопросы: а что такое сегодня физкультура, а какие сегодня в Петербурге должны развиваться базовые виды спорта?..
Я, например, убежден, что для развития любого вида спорта нужна конкуренция. Возьмите для примера греблю, где у нас сумасшедшие традиции. В советское время в Ленинграде было 30 гребных баз – как правило, ведомственных, и все в основном размещались вокруг Крестовского острова. Потом поменялось время, и сегодня у нас полторы спортивные школы, а значит, и конкуренция отсутствует. Вот именно поэтому сейчас мы из одной Школы высшего спортивного мастерства по водным видам спорта имени Тюкалова делаем две: вторая появится на базе гребного клуба «Знамя». И вот увидите: уже через год-два воспитанники из разных спортивных школ начнут конкурировать друг с другом, а это и даст результат. Монополизма в спорте быть не должно.
ФАКТ:
Антон Шантырь родился в 1974 году. Серебряный призер летних Олимпийских игр 1996 года в командной гонке преследования (велоспорт). В 2003 – 2014 гг. – директор школы-интерната «Олимпийские надежды». В 2014 – 2020 гг. – генеральный директор СК «Юбилейный».