Яндекс.Метрика
  • Федор Резкин

Как в Петербурге выявляют контрафактный алкоголь

Цифры говорят, что его стали производить больше

Петербуржцы стали меньше пить – такой вывод можно сделать, изучив данные Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Если за первые три месяца текущего года в магазинах города было продано свыше 1,132 млн декалитров алкогольной продукции – это примерно более 22,64 млн бутылок вместимостью 0,5 литра и крепостью более 9 градусов содержимого. С мая по июнь уже было продано немногим более 1,04 млн декалитров алкоголя, а это уже почти 20 млн аналогичных бутылок. Однако если сравнивать с данными годичной давности – вторым кварталом 2020 года, нынешний показатель также окажется меньше, так как год назад было продано немногим менее 1,1 млн декалитров.

С одной стороны, сокращение потребления алкоголя можно только приветствовать. Однако эксперты алкогольного рынка констатируют: количество нелегальных продаж алкогольной продукции растет. И главным поставщиком контрафактной продукции выступает Интернет.

В СЕТЯХ

Как говорит руководитель общественной организации «Щит» Сергей Брода, ежемесячно выявляется 200-300 сайтов, предлагающих алкоголь в любое время и в любом объеме. «После чего совместными усилиями общественников, Роскомнадзора и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка мы блокируем сайты. Однако наших – человеческих – ресурсов явно недостаточно, чтобы закрыть все площадки для нелегальной торговли. По нашим оценкам, в стране работают несколько тысяч сайтов, предлагающих алкоголь», – продолжает Сергей Брода. Однако эксперт затруднился назвать, сколько алкоголя продается нелегально.

«Определить объемы нелегальной реализации достаточно сложно. Мы можем говорить только о количестве поисковых запросов в сети Интернет. Это буквально десятки тысяч, и в последний год их количество увеличилось примерно в четыре раза», – продолжает Сергей Брода. По его словам, Петербург оказался среди регионов-лидеров, где незаконная онлайн-продажа алкоголя процветает.

Эксперт добавляет, что в период коронавирусных ограничений число рекламных предложений о круглосуточной доставке алкоголя резко выросло в регионах, где были введены наиболее жесткие меры по самоизоляции, в том числе запрет или временное ограничение на продажу алкоголя в розничных магазинах.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ

О том, что бутлегерство процветает, косвенно свидетельствуют и данные Главного информационно-аналитического центра, работающего при МВД России. В отчете, посвященном раскрываемости преступности в первом полугодии, указывается, что число раскрытых преступлений, связанных с производством, приобретением, хранением или сбытом товаров и продукции без маркировки, в стране увеличилось на треть. Хотя стоит добавить, что речь может идти не только об алкоголе.

Не смогли прояснить ситуацию и в Росалкогольрегулировании. «Ведомство не осуществляет оценки доли нелегального алкоголя на рынке. Сторонние эксперты также не сходятся в едином мнении по этому вопросу. Кроме того, в настоящее время отсутствует методика определения данного показателя», – сообщил представитель ведомства Александр Куликов. При этом, по словам собеседника, в лицензированной рознице доля нелегальной продукции стремится к нулю, благодаря повсеместному внедрению системы ЕГАИС и ее эффективной работе.

Однако в ведомстве добавили об эффективном взаимодействии Росалкогольрегулирования и правоохранительных органов в части выявления, пресечения, незаконного производства и оборота как алкогольной и спиртосодержащей продукции, так и этилового спирта. «В ходе контрольных мероприятий, которые проводит служба, в незаконном обороте чаще всего выявляется крепкий алкоголь, преимущественно водка», – уточнил Александр Куликов.

КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ

Сторонние эксперты говорят, что производство водки – это самое легкое в приготовлении из всей палитры алкогольных напитков. Хотя современные химические добавки позволяют превратить псевдоводку в еще больший псевдоконьяк или такой же виски. «Не секрет, что подобные вкусовые добавки широко применяются в самогоноварении и доступны к приобретению в любом социализированном магазине», – говорит руководитель НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский.

Один из самых простых способов опознать контрафакт – это цена. «С 1 января 2021 года Минфин установил минимальную цену продажи водки в рознице – 243 рубля за бутылку объемом 0,5 литра. Минимальная цена на коньяк – 446 рублей, на игристое вино – с 164 до 169 рублей за бутылку объемом 0,75 литра. Ниже этих цен официальных напитков быть не может. А когда мы видим 5-литровые канистры по цене 600-700 рублей, можно смело говорить, что это контрафакт», – говорит Максим Черниговский.

Собеседник издания так же затруднился оценить масштабы контрафакта. «Есть экспертные оценки, что общий объем нелегальной интернет-торговли псевдоалкогольной продукции на территории страны составляет 5 млрд рублей. На Петербург и Москву приходится 40 процентов от общего объема незаконной онлайн-торговли», – добавил Максим Черниговский.

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз уверен, что даже если точно узнать объемы контрафакта, это ничего не даст, так как бороться нужно другими способами. «Человек, который может позволить себе нормальную водку, никогда не пойдет искать литры контрафакта на просторах Интернета. Основными потребителями этой продукции являются люди с небольшими доходами. С зарплатой в районе 20 тысяч рублей», – говорит Вадим Дробиз. Отсюда эксперт делает вывод: «При снижающихся доходах и финансовых кризисах число потребителей дешевой нелегальной алкогольной продукции возрастает. Ровно как и наоборот: развитие экономики и благосостояние доходов позволяет употреблять более качественные напитки». При этом акцент потребления сдвигается с крепких алкогольных напитков в сторону более слабых – вина.

В свою очередь, президент компании «Ладога Дистрибьюшен» Вениамин Грабар уверен, что последние несколько лет доля контрафактной продукции не превышает 15 процентов. «Это уже успех, ведь еще совсем недавно каждая вторая бутылка водки в стране была нелегальной», – добавляет он. По его же мнению, победить контрафакт в Интернете можно только легализовав торговлю в интернет-пространстве. «Именно карт-бланш на дистанционную торговлю для легальных продавцов максимально «обелил» бы этот сегмент рынка, увеличил бы поступления средств в бюджет и нанес серьезный ущерб нелегалам», – говорит он.

Закрыть