Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

В Университете ИТМО изобрели «машину времени»

Она пригодится ученым, программистам и строителям
В Университете ИТМО изобрели «машину времени» Фото: actcognitive.org

Национальный центр когнитивных разработок Университета ИТМО (НЦКР) изобрел цифровую «машину времени», с помощью которой можно создать интерактивную ретроспективу любой территории со всеми ее особенностями. Разработка может пригодиться образовательным и научным учреждениям, создателям компьютерных игр, строителям, урбанистам и многим другим.

Интерактивно, детально, наглядно

Как рассказал один из ведущих разработчиков проекта, руководитель лаборатории «Интерактивная визуализация» НЦКР Университета ИТМО Андрей Карсаков, цифровая «машина времени» позволяет создать интерактивную среду любой территории, причем там можно отразить не только актуальную на сегодня информацию о ландшафте или объектах недвижимости, но и то, что было пять, десять и даже сто лет назад. Причем все изменения можно визуализировать в динамике, получив наглядный видеоролик.

«Если говорить простыми словами, то «машина времени» состоит из трех компонентов. Во-первых, это система хранения данных, которая содержит географическую и описательную информацию о местности. Во-вторых, комплекс математических моделей и алгоритмов, который позволяет «восстанавливать» часть отсутствующих данных, то есть генерировать более детальное описание города в разные периоды времени. Например, если в архивах указано, что на западе селились крестьяне, то модель внесет в базу информацию об этом поселении: предположительную структуру, количество и расположение домов данной деревни. На основе этих данных с помощью пешеходных мультиагентных моделей можно воспроизвести жизнь населения города в разные периоды времени. Третий компонент – это система визуализации всей цифровой модели территории, которая позволяет увидеть этот набор данных в понятном рядовому пользователю виде. С помощью нее можно в детальном виде формировать фасады зданий, корректно отображать дороги и другие объекты», – пояснил он.

В качестве примера авторы проекта создали трёхвековую ретроспективу острова Котлин и города Кронштадта. Теперь все желающие могут виртуально прогуляться здесь, наглядно увидеть, как территория менялась с 1703 по 2020 годы, а также детально рассмотреть существующие и ранее существовавшие объекты.

«На нашей карте есть не только полученные из государственных открытых источников данные, которые описывают современное состояние территории. Мы восстановили и оцифровали исторические сведения об утраченных объектах. Точные сведения о конкретных зданиях и деталях планировочной структуры этой территории на ранних этапах развития города, то есть второй половины XVIII и XIX века, не сохранились, однако при помощи технологий искусственного интеллекта были сгенерированы синтетические данные о квартальной застройке города в тот период», – отметил Андрей Карсаков.

Фото: actcognitive.org

Благодаря «машине времени» подобную интерактивную ретроспективу можно создать для любой территории.

«Время реализации будет зависеть от доступности, наличия и достоверности исторических данных обо всех местах и событиях города, финансирования и количества специалистов, вовлеченных в реализацию проекта. Если провести аналогию, то фактически это как делать игру Assassin's Creed, но максимально исторически точную и достоверную, а еще и с возможностью оказаться в любой момент истории города. Предположительно, чтобы создать первую версию продукта для Санкт-Петербурга, потребуется примерно год. Развитие и усовершенствование может занять до пяти лет», – добавил глава лаборатории «Интерактивная визуализация» НЦКР Университета ИТМО.

Сплошная польза

Диапазон применения такой «машины времени» весьма широк. Интерактивные ретроспективные карты могут быть полезны в образовательной и развлекательной сферах. Их можно демонстрировать в музеях, досуговых центрах и объектах образования – интерес аудитории к предмету явно вырастет.

«Машина времени» поможет создать основу для разработки компьютерных игр нового поколения, в которых сюжет разыгрывается в исторически реалистичном окружении. «Вы сможете не просто посетить, например, Петербург Достоевского или оказаться «внутри» романа «Война и мир», но и «переписать» сюжеты классиков», – пояснил руководитель НЦКР Университета ИТМО Александр Бухановский.

С помощью инструментальной платформы, использованной для разработки «машины времени», можно существенно облегчить жизнь участникам строительной сферы, особенно при реализации масштабных проектов по комплексному развитию территорий.

«Сегодня процесс разработки и оценки проектов по комплексному развитию требует существенных затрат, в первую очередь временных. И нередко складывается ситуация, когда на момент принятия плана в работу он уже успевает потерять свою актуальность. Эффект «отставания» усиливается за счет высокой, постоянно растущей скорости изменений в городской среде», – отмечают в НЦКР Университета ИТМО.

Эксперты уверяют, что разработанный инструментарий способен существенно ускорить реализацию масштабных строительных проектов. Он позволит девелоперам, строителям и представителям госструктур оценить потенциал территории и выбрать наилучший способ ее развития и застраивания. Причем речь идет о визуализированном, детальном плане освоения территории, созданным с учетом всех необходимых градостроительных норм и требований.

Закрыть