Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Такого вы еще не видели: в Петербурге состоялась премьера спектакля-променада «SOMNUM»

Это не классическая история, а действо на стыке жанров
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Команда «Голос города», режиссер Степан Пектеев и актеры нескольких театров объединили творческие усилия и по заказу ПАО «Газпром» создали спектакль «SOMNUM. Ментальное кино о Петербурге», который удивит даже самого искушенного зрителя. Премьера удивила не только зрителей, но и всех, кто просто гулял в это время по историческому центру Петербурга.

Для искушенных

Описать «SOMNUM» тем, кто его не видел, очень сложно. Это не спектакль в его классическом понимании. Это скорее нелинейная прогулка-экскурсия с театральными элементами, в ходе которой каждый из участников видит что-то свое. Голоса в наушниках лишь направляют зрителей по маршруту и предлагают задуматься о времени, истории, искусстве, чтобы «снять» собственное кино. Зрители будут не только видеть и слышать, но и обонять спектакль, и даже пробовать его на вкус.

«Наша команда всегда работает только над необычными проектами, однако «зайти» в Петербург сложно, здесь очень искушенная публика, которую чрезвычайно сложно удивить. Когда мы обсуждали проект с представителями «Газпрома» и говорили, что всегда подходим к работе креативно, нам сказали: «Нет, ребята, вы, конечно, молодцы, но надо сделать то, что еще никто нигде и никогда не делал», – вспоминает генеральный продюсер проекта «Голос города» Артем Миронов.

С места идея сдвинулась, когда в проект пришел Степан Пектеев. «Нам хотелось создать некий смежный жанр, аудиоинсталляцию, которая звучит и развивается во времени. Мы решили предложить зрителям сфокусировать внимание каким-то непривычным образом, поэтому и раздаем монокуляры. Таким образом, вся окружающая среда, исторический центр Петербурга превращается в декорации к нашему спектаклю. Мы предлагаем зрителям рассмотреть детали, на которые они, возможно, не обращали большого внимания, чтобы собрать их воедино в собственную киноленту памяти», – пояснил режиссер.

Над проектом работало более 50 человек, 20 из которых – актеры нескольких петербургских театров, включая Большой драматический имени Георгия Товстоногова. Кого-то зрители только услышат через наушники, а других – лишь увидят. Периодически в повествование включается голос историка Льва Лурье, однако на лекцию это совсем не похоже.

«Я далеко не сразу согласился участвовать в проекте. Идея показалась мне странной, потому что экскурсия – это одно, а театр –другое, это разные вещи. Но, в конце концов, режиссер и продюсер проекта меня убедили. Слушать собственный текст довольно странно, но на этот спектакль я, наверное, схожу, когда «спадет» коронавирус», – рассказал он.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Работа над проектом началась еще до пандемии, сценарий неоднократно менялся, в итоге зрители смогут увидеть шесть персонажей. Впрочем, опять же это не персонажи в классическом понимании, это лишь фигуры, цель которых заставить зрителей задуматься, обратить внимание на какие-то детали и даже переписать известные истории по своему усмотрению.

«Зрители увидят наше второе «солнышко», писателя Александра Грибоедова; театрального художника, мастера иллюзорных перспектив Пьетро ди Готтардо Гонзаго; девушку сложной судьбы из повести Александра Пушкина «Пиковая дама» Лизу, но в ней же можно рассмотреть Софью Перовскую, которая участвовала в убийстве императора Александра II; народовольца, который готовит покушение на государя; молодого торговца пирожками и будущего сподвижника Петра Великого Александра Меньшикова; человека будущего – космонавта, а также коня. Так мы переплели разные эпохи», – рассказал Степан Пектеев.

Космонавт в скафандре на живой белой лошади – действительно, очень сильный и неожиданный образ. Он впечатлил не только зрителей спектакля, но и рядовых петербуржцев, которые просто гуляли в центре города во время премьеры. Для них все происходящие превратилось в очень интересный, но непонятный перформанс.

«Мы начали репетиции еще в феврале этого года, и каждый раз вокруг собиралось множество людей. Тогда мы еще использовали не наушники, а портативные колонки, поэтому горожане слышали, что происходит. Многие активно интересовались, что это за спектакль такой интересный, как на него попасть и где купить билеты», – вспоминает Степан Пектеев.

Штучное предложение

Продажа билетов стартовала этой ночью, однако массовым продуктом этому спектаклю точно не стать. И дело не только в его оригинальности.

«У нас метеозависимый проект, пока с погодой нам везет, но, очевидно, так будет не всегда. До конца года мы рассчитываем провести до 100 показов, причем в группах будет не более 35 человек. Кроме того, мы установили возрастной ценз 18+, потому что спектакль довольно сложный и есть моменты, которые детям можно видеть по крайней мере в присутствии родителей», – рассказал Артем Миронов.

Первые зрители положительно оценили экспериментальный спектакль. Многофункциональный социальный проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» провел мастер-класс, в рамках которого зрители и создатели спектакля обсудили свои впечатления и пришли к выводу, что спектакль позволяет даже хорошо знакомые места и улицы увидеть в новом свете.

«У меня совершенно уникальные ощущения после просмотра. Когда ты смотришь в монокуляр, начинаешь рассматривать детали и вдруг понимаешь, что город – это не просто масштабный, великолепный градостроительный проект, а это в том числе набор маленьких единиц, которые и складываются в то, что мы называем красотой. Я вдруг увидел, что тумбы гранитных набережных имеют ритм, и этот ритм удивительно совпадает с ритмом колонн на здании. И ты понимаешь, что всё это единое целое. А когда ты это ещё через эмоциональное восприятие пропускаешь, то погружаешься в историю, следишь за героем. И совершенно по-другому относишься к городу», – рассказал заместитель председателя КГИОП Алексей Михайлов.

Артем Миронов добавил, что как зритель он был просто в восторге. «В отличие от многих я посмотрел этот спектакль уже несколько раз: я был и на премьере, и на многочисленных репетициях, и каждый раз я был в восторге. С каждым просмотром я открываю для себя что-то новое. Мне кажется, что на этот спектакль нужно не билеты продавать, а абонементы», – поделился впечатлениями Артем Миронов.

Закрыть