Начинается проектирование Большого Смоленского моста
В Петербурге начинается проектирование нового моста через Неву – Большого Смоленского, который соединит две части Невского района от улицы Коллонтай до Большого Смоленского проспекта с перспективой уйти далее по путепроводу на улицу Салова.
Новая хорда
Строительство было задумано еще в 60-е годы прошлого века. За эти годы произошло множество событий: появился Западный скоростной диаметр (ЗСД), проектируется восточный, он же Широтная магистраль, построили неразводной Большой Обуховский мост. И если ЗСД соединяет пригородные районы с центральными, то Большой Смоленский мост так и останется хордой, ведущей от спальника к спальнику, от промзоны к промзоне. Так ли он необходим, задаются вопросом автомобилисты, которые теперь ожидают бесконечных пробок на Октябрьской набережной. Сначала в связи со строительством, потом – если из-за моста появятся дополнительные светофоры.
Координатор движения «Транспорт и горожане» Арсений Афиногенов рассказал «Петербургскому дневнику», что внимательно рассмотрел схему моста, вернее, планировки территорий, представленную на сайте Комитета по градостроительству и архитектуре, и остался доволен.
«Мост, безусловно, надо строить вместе с трамвайной линией по нему, – считает он. – Он соединит две разрозненных части Невского района, разгрузит соседние мосты, а также станет частью большой хордовой связи на юге города, соединив улицу Коллонтай не только с Большим Смоленским, но и с Благодатной улицей и улицей Васи Алексеева. Судя по схеме, светофоров будет минимум и в основном заезд на мост будет осуществляться по непрерывному циклу. На схеме видны и развязка на пересечении с проспектом Обуховской Обороны, и сход на набережную, развязка с Дальневосточным и Союзным проспектами на правом берегу. Не просто мост, а целый комплекс».
«Буду ходатайствовать о наградах»
Эксперт посетовал, что в городе нет ни одного крупного моста с велодорожками, а также обратил внимание на зеленую зону между Невой и проспектом Обуховской Обороны. Будет великий соблазн превратить ее в дорожное полотно, во вторую проезжую часть проспекта, но этому надо противостоять. Лучше уж сделать на проспекте выделенную трамвайную линию и уговорить жителей Невского района пользоваться общественным, а не личным транспортом.
Известно, что новый мост будет разводным, похожим на Володарский, и его спроектируют так, чтобы не затронуть историческую застройку вдоль левого берега. Общественные слушания с участием горожан прошли еще до пандемии. Петербуржцы просили разместить по обе стороны моста побольше парковок, платных и бесплатных, и проложить дополнительные улицы между набережной и Дальневосточным. Просьбы отклонили. Добавим, что проектирование моста – а стоимость работ составляет порядка 15 миллиардов – целиком взял на себя застройщик окрестных территорий – одна из крупных девелоперских компаний.
«Проектирование – это еще не строительство, – заявил «Петербургскому дневнику» депутат Госдумы Михаил Романов. – Мост обойдется не менее чем в 66 миллиардов рублей. Пока у меня нет уверенности, что строительная компания возьмет эти расходы на себя, но если возьмет, я лично буду ходатайствовать перед президентом о государственной награде для ее руководителей».
Заместитель генерального директора Института транспортных систем Елена Ногова уверена, что мост городу, конечно, нужен хотя бы потому, что расстояние между мостами Александра Невского и Володарским почти 9 километров – просто немыслимо большое для такого города как Петербург.
«Главное, чтобы проектировщики не пошли по неверному пути создателей Благовещенского моста и не вздумали удешевить его за счет отсутствия трамвая. На Широтной магистрали трамвая не будет, значит, максимум, сколько она сможет пропустить, – это 1000 автомобилей в час на одну полосу. Итого – шесть тысяч частных автомобилей в час, в то время как трамвай за час может перевозить 10-15 тысяч пассажиров только в одну сторону. А если это будет скоростной трамвай, который на правом берегу дойдет до линий «Чижика», то получится полноценная замена метро», – подчеркнула эксперт.
Также Елена Ногова напомнила, что город пока не отказался окончательно от проекта скоростного трамвая в аэропорт, во всяком случае, участок будущей трассы удается сохранить от застройки.
Большой Смоленский мост при самых удачных обстоятельствах может быть построен не раньше 2028 года.