Яндекс.Метрика
  • Камилла Нигматуллина

Дневник альпиниста. Альпинизм – это бизнес на опасности?

Запись вторая. Учебное восхождение

«Позвоните родителям», – обращается к нам директор альпинистской учебно-спортивной базы «Безенги» Алий Анаев, который работает здесь уже 26 лет. В учебном классе с традиционными плакатами и выставкой ретро-оборудования сидят в основном взрослые люди. Только в нашем заезде 29 человек приехали на смену новичков, еще примерно столько же разрядников и спортсменов. Все мы прежде всего рискуем жизнью и здоровьем, а во вторую очередь приятно проводим время в компании друг друга.

В наше время альпинизм стал коммерческим развлечением, что, по мнению спортсменов, обесценивает сложность этого занятия и убивает дух романтизма первопроходцев. В лагере я схватила первую попавшуюся книгу, которая называется «Горы зовут». В ней Владимир Кизель вспоминает восхождения и своего учителя, известного советского альпиниста Виталия Абалакова. Альпинизм как хобби в советское время осуждался как буржуазная блажь, а восхождения в основном совершались с военно-прикладными целями. Часто покорители (двое-трое, а не десятки, как сейчас) уходили наверх, не сообщая о своем плане. Не все возвращались обратно, а их последователи находили наверху записки.

Сегодня покорены, наверное, все возможные вершины этого мира со всех сторон (в 2021 году впервые покорена Чогори в Непале, она же К2, зимой), а в горы устремились люди, которые могут позволить себе туры, средняя стоимость которых – 2000 долларов. Даже великий Эверест «берется» на финансовой подушке, если готовиться к нему хотя бы за полтора года (посмотрите фильм Валдиса Пельша «Человек, который всегда хотел большего». А ведь с момента первого восхождения прошло всего 68 лет. Очень важно, что сегодня все еще есть школы, которые воспитывают уважение к горам и науку восхождения.

Большая Безенгийская стена, на которую мы смотрим ежедневно из лагеря, восхищала и вдохновляла альпинистов с 1920-х, а сам лагерь появился здесь в 1959-м. С тех пор многое изменилось, в горы пришла цивилизация: номера с удобствами, вайфай, магазины и прокат снаряжения, кафе с телевизором, а пострадавших спасает вертолет. «Если вы захотите посвятить себя альпинизму, то здесь можно ходить в горы до конца жизни», – говорит нам директор, имея в виду все категории технической сложности окружающей гряды.

Если сравнивать цены в Безенги с коммерческим туризмом, то становится даже обидно за лагерь. По сути, взносы участников идут на «поддержание штанов», а в лагере много волонтеров, которые работают просто из любви к этому месту. Сюда приезжают не только на смены, но и простые туристы, многие – семьями с детьми. Многие не в первый раз. Я же «как белый человек» живу в одноместном номере со всеми удобствами и готовлюсь к переезду в палатку наверху.

И, пока вы читаете эти строки, как раз совершаю восхождение по маршруту категории 1Б.

Первую часть дневника читайте здесь.

Закрыть