Яндекс.Метрика
  • Федор Резкин

Дмитрий Панов: «Город помог бизнесу ресурсами»

Председатель Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Панов рассказал, как бизнес переживает пандемию и почему предприниматели выступают за вакцинацию
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

– Еще в мае казалось, что пандемия понемногу отступает. Но вот пришла третья волна. Как себя чувствует в таких условиях бизнес?

– Я отмечу, что в этот крайне непростой период уже третьей, как сейчас принято говорить, волны в Петербурге, в отличие от других регионов страны, не была введена обязательная вакцинация для сотрудников предприятий сферы услуг. Причиной этому послужил выстроенный с начала года между городскими властями и бизнесом дисциплинированный диалог. Еще в июне было принято решение о добровольной вакцинации до 60 процентов штата городских предприятий в течение двух месяцев. Это соглашение и подготовленный в рамках этого документа меморандум позволили на первоначальном этапе переговоров отсрочить значительные ограничительные меры для предприятий города.

Мы очень рассчитываем, что текущие темпы снижения уровня распространения инфекции, которые были достигнуты в том числе благодаря участию предпринимателей, позволят избежать новых ограничений и в дальнейшем. В самом сложном положении на сегодняшний день находятся предприятия общепита, размещающиеся в фуд-кортах. В этом направлении бизнес и власть продолжают искать совместные пути
снижения экономических последствий от уже введенных ограничений. Например, ведутся переговоры относительно того, чтобы разрешить фуд-кортам работать в формате ресторанов: без очередей, когда никто не стоит у кассы, а заказы принимают и приносят официанты. Все происходит дисциплинированно и с соблюдением противоэпидемических норм.

– У тотальной вакцинации есть много противников. Как быть с этим?

– Я много общаюсь с бизнесменами, и все поддерживают необходимость скорейшего достижения коллективного иммунитета. Другого пути защиты здоровья горожан, кроме вакцинации, пока не существует. Посмотрите на статистику заболевших и умерших: еще совсем недавно мы наблюдали значительный рост по всем показателям. Если не активизировать процесс вакцинации, мы можем оказаться в очень сложной ситуации, и не только экономической. Здоровье горожан – залог стабильного развития региона.

– Насколько эффективно и часто проходит общение с властью?

– Бизнес-сообщество и власть находятся в режиме онлайн-диалога. Вот только один показательный пример: если раньше для предпринимателей региональное управление Роспотребнадзора, и в частности его руководитель, было чем-то недосягаемым, то за последнюю неделю мы провели сразу четыре совместные встречи.

Могу заверить: локдаун не выгоден никому. Ведь за каждым предприятием стоят люди. Если компания закрывается или приостанавливает свою деятельность, городу надо искать возможности трудоустройства оставшихся без работы сотрудников. Сворачивание бизнеса – это еще и негативные последствия для налоговых поступлений в бюджет города. Именно по этой причине Санкт-Петербург бросил все возможные ресурсы на поддержку предприятий в период пандемии и оказался в числе регионов – лидеров по использованию мер поддержки как городских, так и федеральных.

– Но были и предприниматели, недовольные действиями властей…

– В самом начале пандемии борьба с коронавирусной инфекцией была не совсем скоординированной, подтверждением чему стали два письма, которые ушли из Петербурга в федеральный центр, с жалобами на действия региональных властей. Писать такие письма – это абсолютная глупость. Всегда вместо критики нужно стремиться к дисциплинированному диалогу. Мы выбрали именно такой путь и инициировали создание президиума Штаба по снижению административных барьеров при губернаторе Санкт-Петербурга, в который вошли представители ключевых деловых объединений. Сейчас именно в нем генерируются ключевые решения, касающиеся стабилизации и развития делового климата. Все это происходило и происходит в режиме реального времени с включением в повестку всех уровней государственного аппарата.

Повторюсь, власти города прекрасно понимают, что, если ничего не делать, можно потерять достаточно весомую часть налоговых отчислений.

– Пандемия длится уже больше года. На ваш взгляд, какие меры поддержки сейчас необходимы бизнесу?

– На данном этапе было бы логично продлить действие ранее предоставленных предпринимателям «возвратных» мер поддержки. Вместе с этим для предприятий из наиболее пострадавших отраслей целесообразно предусмотреть перенос части обязательных платежей по налогам и сборам, а также арендной платы за пользование городским имуществом на следующий год – период предполагаемого завершения борьбы с пандемией. Мы уже обсуждаем возможность введения данных мер с городским Комитетом по промышленной политике.

На федеральном уровне возможно подумать о реструктуризации кредитных обязательств компаний. Сейчас кредитная нагрузка на бизнес очень большая, и одновременно с этим предприятия в связи с действующими ограничениями не смогли восполнить потери 2020 года. А если ограничительные меры будут ужесточаться, многим придется несладко. Наше объединение выступило с федеральной инициативой –увеличить размер льготного кредитования со стороны государственных фондов микрокредитования предприятиям пострадавших отраслей с 5 до 15 миллионов рублей, а сам срок возврата увеличить с двух до пяти лет.

– Если мы говорим о пандемии, невольно встает вопрос об отдыхе. Насколько закрытие границ стимулирует население к внутреннему туризму?

– Все больше людей начали ориентироваться на внутренний туризм. В последний раз я был в полном восторге от цвета озера Кенигзее в Германии, а совсем недавно увидел не менее колоритные виды в социальных сетях на фотографиях друзей, отдыхающих в Абхазии. Скажу честно, я никогда так не хотел совершить путешествие по России, как сейчас, и теперь точно знаю, куда я хочу поехать. С недавних пор я последовательно изучаю места для семейной поездки в России и уверен, что множество живописных регионов нуждаются в масштабной популяризации во всех возможных СМИ. Последние заявления президента о направлении 500 миллиардов рублей на восстановление инфраструктуры для внутреннего туризма еще более укрепляет нашу общую уверенность в дальнейшем росте качества российских курортов. Думаю, это очень важно для туристической индустрии, и нужно было давно этим заняться.

– На ваш взгляд, насколько пандемия, со всеми трудностями для малого бизнеса, повлияет на решение молодых людей заниматься бизнесом?

– Я не думаю, что это очень сильно связано. За последние годы появилось много разноплановых венчурных фондов, институтов поддержки предпринимательства. В качестве хорошего примера: «Деловая Россия» создала платформу «Конструкториум», которая дает возможность молодым предпринимателям привлекать инвестиции до 50 миллионов рублей в свои стартапы.

Другое дело, что человек, идущий в бизнес, должен иметь определенные знания и компетенции. Для этого нужно не только изучить теорию, но и уметь применять знания на практике. И, конечно, государство должно пестовать буквально со школьной скамьи это желание. Помню, когда я учился в школе, к нам приходил полярник и рассказывал о случаях из его жизни на Севере. Я не стал полярником, но могу сказать, что на тот момент меня его истории крайне заинтересовали. Наверное, надо и сейчас приглашать к школьникам не только ученых и спортсменов, но и опытных предпринимателей, способных рассказать ребятам о том, что такое бизнес.

Сейчас значительная часть молодых людей черпают информацию о бизнесе от малоизвестных бизнес-коучей из социальных сетей, однако это совершенно не те знания, которые будущие предприниматели смогут качественно применить. Именно поэтому эту ответственную миссию можно и нужно брать на себя деловым сообществам.

Закрыть