Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Ретротрамвай, опера и гости из ХХ века: как прошел театральный флешмоб в центре Петербурга

Акция посвящена 18-летию «Петербургского дневника» и грядущему фестивалю «Опера – всем»
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Оперная дива, ретротрамвай, барышни с веерами и юноши с газетами. Это не краткое содержание нового фильма, а акция, посвященная 18-летию газеты «Петербургский дневник» и Х фестивалю «Опера – всем», который стартует 28 июля.

ПРИВЕТ ИЗ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Полдень у площади Репина выдался неординарным: ровно в 12:00 на остановку пришли три прекрасных барышни в длинных светлых платьях. Последний раз подобные носили в начале прошлого века. Девушки кокетливо обмахивались веерами и обсуждали погоду на языке персонажей произведений Антона Чехова.

Не успели прохожие понять, что происходит, как к остановке выбежали двое разносчиков газет опять же явно не из нашего столетия. Юноши в вельветовых кепи и укороченных штанах с подтяжками раздавали свежие номера «Петербургского дневника» и громко кричали: «Читайте последние новости о коронавирусе!», «Здесь все о фестивале «Опера – всем», «Читайте, сколько медалей наша сборная выиграет на следующей Олимпиаде».

Через несколько минут на остановке появились еще две дамы из дореволюционной эпохи, в одной из которых можно было узнать солистку театра «Мюзик-Холл» Анну Викулину. Барышни почти запрыгали от восторга и попросили ее что-нибудь исполнить. Анна Викулина вышла на тротуар и спела кусочек из оперы «Травиата» Джузеппе Верди так, будто она стоит на главной сцене мира. Это был фурор: несколько десятков прохожих забыли о делах и остановились, чтобы послушать и снять на телефон оперную диву, а обитатели ближайшего здания с интересом выглядывали из окон в надежде увидеть источник прекрасного звука. Выступление закончилось аплодисментами.


Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Когда к остановке подъехала реплика классического трамвая ЛМ-33, которую в народе называют «американкой», стало ясно, чего ждали барышни. Именно такой трамвай начал ходить в Северной столице в начале ХХ века. Сегодня на нем можно было добраться до Гостиного Двора, «пришельцев» из начала прошлого века это устроило, поэтому они поспешили занять места, и продолжили общаться языком Антона Чехова, а иногда даже Федора Достоевского. «Наш папенька…», «Ах опера!», «Аж совестно!» – разносилось по трамваю, побуждая любопытство у всех не участвующих в разговоре пассажиров.

Кстати рядовых горожан в ретротрамвай тоже пускали, причем совершенно бесплатно.

УДАЛОСЬ

Судя по реакции зрителей театрализованного флешмоба и пассажиров ретротрамвая, акция удалась.

«Газета «Петербургский дневник» – наш давний партнер, который на протяжении десяти лет поддерживает не только фестиваль «Опера – всем», но и вообще все наши начинания. Причем газета всегда ищет новые формы общения с аудиторией, что и было продемонстрировано сегодня», – сообщила директор театра «Мюзик-Холл» Юлия Стрижак.

Генеральный директор АО «Петроцентр» и главный редактор «Петербургского дневника» Кирилл Смирнов напомнил, что «Опера – всем» традиционно проходит на территории самых известных достопримечательностей нашего города.

«Ленинградские трамваи – такие же достопримечательности, поэтому мы при поддержке предприятия «Горэлектротранс» и сделали такую удачную коллаборацию. Я надеюсь, что подобные небольшие локальные проекты станут доброй традицией, и мы с вами сможем каждый год находить какие-то новые формы взаимодействия и с петербуржцами, и медиаотраслью», – сказал он.

Уже в трамвае выяснилось, что как минимум часть зрителей театрализованного флешмоба знала, куда пришла.

«Я читаю «Петербургский дневник», оттуда и узнала о том, что у площади Репина будут сегодня петь оперу. По-моему, очень интересно и необычно получилось, Анна Викулина спела прекрасно! А вот ретротрамвай стал для меня приятным сюрпризом. Моя мама работала кондуктором в таком же трамвае, поэтому я очень рада возможности прокатиться», – рассказала одна из пассажиров Наталья Антонова.

Еще один пассажир Заурбек Техов также признался, что целенаправленно шел послушать Анну Викулину. «Я очень люблю оперу и очень жду фестиваль. Я переехал в Петербург только в августе 2020 года, и эта «Опера – всем» будет для меня первой. Конечно, жаль, что большую часть выступлений можно будет посмотреть только в онлайн-режиме, но ничего не поделаешь – пандемия», – сказал он.

Юлия Стрижак добавила, что организаторы уже полгода работают над тем, чтобы даже в режиме онлайн не разочаровать зрителей.

«Мы покажем «Травиату», «Искателей жемчуга», «Жизнь за царя» и многое другое. Трансляция постановок будет идти сразу на нескольких площадках, в том числе в группе «Петербургский дневник» в социальной сети «ВКонтакте» и на сайте издания, на портале Министерства культуры РФ, на сайте и в соцсетях театра «Мюзик-Холл», а также на телеканале «Санкт-Петербург», – рассказала она.

На каких условиях посмотреть выступление можно будет вживую, пока не известно. «Мы ведем переговоры с Роспотребнадзором, но очевидно, что в этом году мы не сможем принять всех желающих», – сообщила Юлия Стрижак.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

ЧИСТАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Жителей Петербурга начала ХХ века сыграли студенты третьего курса Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ). Как рассказала одна из участниц акции Влада Челядина, все, что видели зрители, – чистая импровизация.

«Мы знали только о выступлении Анны Викулиной и то, что нам надо будет обсуждать новости. В остальном пришлось импровизировать. В трамвае мы просто цепляли одну за другой темы, чтобы у пассажиров создавалось впечатление того, что идет оживленная интересная беседа. Конечно, разыгрывать сценку в общественном месте среди случайных прохожих очень волнительно, но все же гораздо интереснее, чем на сцене», – рассказала она.

Юрий Сверко удивительно качественно вжился в роль застенчивого мальчика-разносчика газет, которому очень сложно было общаться с барышнями.
«Есть множество фильмов с подобными персонажами, однако я никем не вдохновлялся. По-настоящему я погрузился в роль, когда надел костюм, это сразу все изменило. Я не планировал, что мой герой будет застенчивым, это продиктовала обстановка. Вообще, все, что мы сегодня делали, рождалось на месте, это была чистая импровизация», – рассказал он.

Закрыть