Как добровольцы помогали бороться с пожаром в Сосновоборском районе
Горящий торфяник, несколько дней мучивший жителей Сосновоборского района, успешно потушен. Однако пожарные все равно продолжили работать, лить тонны воды в тлеющий грунт, потому что новое воспламенение на такой жаре может не заставить себя ждать.
«Желающих много»
Напомним, что пожар у поселка с говорящим названием Смолокурка начался 14 июля. Горели 2000 квадратных метров земли. Огонь был виден из Соснового Бора, до которого от поселка примерно шесть километров. В первый день ветер уносил дым в другую сторону, и никто не жаловался. Во второй – в городе начался смог.
В районных пабликах люди взволнованно спрашивали, где пожар, и никак не могли уловить источник, потому что запах дыма ощущался уже на всех улицах. Пока не появилось сообщение от МЧС, все так и терялись в догадках. Служба МЧС тем временем сообщила, что тлеет торф на площади 0,2 гектара, первоначально на место возгорания выехали две автоцистерны 71-й пожарной части.
«Угроза населенным пунктам отсутствует, – сообщили в пожарной части, – отсутствует и опасность для леса, так как по верхушкам сосен огонь не распространился».
Ночь людям пришлось провести с мокрыми простынями на окнах, но уже на следующий день запах понемногу пропал. В соцсетях появился специальный раздел, куда люди стали отсылать благодарственные письма огнеборцам. Многие захотели стать их добровольными помощниками. Добровольцев набрали – тридцать проверенных людей, хорошо экипированных и подготовленных.
«Они знакомы со спецификой работы, – пояснили в администрации. – А через соцсети пожарных набирать нет необходимости, хотя желающих много».
Детские сады работали в обычном режиме. Больница тоже. Тем временем к цистернам присоединился пожарный поезд и городские поливомоечные машины. Приехала землеройная техника с Ленинградской атомной электростанции. Работу по проливке уже погасшей, но все еще очень горячей почвы оценили в 4-5 дней.
Дело в разведке
Координатор работы Общества добровольных лесных пожарных Наталья Максимова рассказала, как работают добровольные дружины.
«Во-первых, есть люди, которые сидят за компьютером и через спутники системы НАСА отслеживают теплоточки. Мест, где температура по разным причинам выше окружающей, довольно много, но если наложить эти точки на карты бывших торфоразработок, тогда уже можно отследить, где предположительно начинается пожар. Потом мы выпускаем дрон с тепловизором. Но самую лучшую помощь оказывает глубинный щуп с термометром. Вот он уже может определить температуру на глубине нескольких метров и понять, погас торфяник окончательно или все еще тлеет», – объяснила она.
В основном добровольцы занимаются не тушением, а разведкой. Свои летательные аппараты в последнее время появились и у пожарных, администрации.
По словам Максимовой, в Ленинградской области нет природных условий для самовозгорания почв. Из этого можно сделать вывод, что причиной пожара стал человеческий фактор.
«Кем нужно быть, чтобы при такой адской жаре, когда уже в июле сохнут и падают листья, оставлять непотушенные костры?», – возмущаются сосновоборцы.
Впрочем, беда может приключиться и без огня: например, если солнечный луч особым образом преломится в брошенной стеклянной бутылке. А ведь в области с 11 июня действует противопожарный режим, который прямо запрещает посещать леса. Штраф для граждан составляет 4000 рублей, для юрлиц – 400 тысяч.
На заметку
При любом катаклизме в Сосновом Бору жителей волнует один и тот же вопрос: грозит ли опасность атомной электростанции? На днях перед горожанами выступил исполняющий обязанности директора ЛАЭС Павел Лаврентьев.
«Энергоблоки Ленинградской АЭС работают в штатном режиме. На станции работает постоянно действующий штаб по обеспечению противопожарной защиты во главе с директором», – отметил он.