Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Бороться с борщевиком должны не только власти и активисты, но и законы

Тем, кто выходит на борьбу с сорняком, советуют брать с него пример

В Петербурге продолжается борьба с кустиками борщевика Сосновского.

Новых методов нет

Как уже рассказывал «Петербургский дневник», основными заказчиками этой процедуры выступают петербургские кладбища и особо охраняемые территории – ООПТ. У них нет своих специалистов для борьбы с этим явлением, в отличие, например, от Комитета по благоустройству, который ликвидирует опасный сорняк своими силами. Об этих ликвидациях – а они в этом году проходили уже трижды – стоит рассказать особо.

«Только в Полежаевском парке мероприятия против борщевика проводятся уже в третий раз, начиная с майских праздников, – рассказал пресс-секретарь комитета Сергей Касаткин. – В бюджете заложены средства на шестикратное выкашивание борщевика, как того требует регламент. Тут важно скашивать борщевик до цветения, чтобы в почву не успели попасть семена. Новых методов не появилось: это гербициды – но их нельзя использовать в парках, где много людей, а также косьба, прополка и выкапывание одиночных растений».

Благодаря сигналам местных жителей, борщевик оперативно выявлялся в Пискаревском парке, в Яблоновском саду, на набережных Черной речки и Смоленки, в Луговом парке, в парке Авиаторов.

Если обратиться не к официальной сводке, а к адресной карте, которую ведут сами жители, видно, что есть и другие места. Это, например, пространство у реки Охты (Ладожский парк), 14-я школа на Пискаревском, набережная реки Оккервиль… Местные жители жалуются, что по последнему адресу борщевик уничтожали некачественно: в грунте остались корни. Однако, по словам специалистов, основная беда идет не от корней, а от семян. А полностью выкопать крупное растение уже невозможно: этот рецепт годится лишь для мелких кустиков.

Еще один сигнал прилетел с перекрестка Якорной и проспекта Энергетиков. Там заросли оперативно скосили. Но бдительные граждане обнаружили несколько зонтиков, притаившихся за забором. «Земля в городе поделена между ответственными за нее. Там частный собственник, и никто ему не указ», – резюмирует автор заметки и просит сотрудников Комитета по благоустройству или Жилкомсервис «оставить формальности», войти за забор и уничтожить опасную траву. Однако сотрудники комитетов вынуждены блюсти право собственности.

Наибольшую активность, если судить по паблику «Антиборщевик», проявляют жители Красногвардейского района. Но и на Васильевском острове есть свой дозор, который недавно рассмотрел зонтики вдоль набережной Макарова и въезда на ЗСД. Активисты сообщают, что пустили жалобу по инстанциям. Жалобы не пропадают: кусты выкашивают оперативно.

Борщевик, который удается выкопать целиком, сразу же сжигают. Но так поступать можно не везде – например, на особо охраняемых природных территориях костры разводить нельзя.

Помогают осужденные

Максим Яшкин, сотрудник Дирекции ООПТ и специалист по борщевику, рассказал «Петербургскому дневнику», как удается с ним бороться в памятнике природы «Долина реки Поповки». Борьба длится уже пять лет: из 26 гектаров в долине поражено борщевиком 95 процентов. Его косят безостановочно, захватывая заодно и пять гектаров охранной зоны. Рядом расположены территории Института растениеводства имени Вавилова, где этот борщевик в свое время культивировали и изучали. Трава росла в питомнике, вырастала, подвергалась анализу, потом аккуратно запахивалась в землю. И не было никакого бесконтрольного распространения. Потом, в 90-е годы, за борщевиком перестали следить так тщательно, исследования бросили на самотек. В 2000-е борщевик вырвался на свободу. И понеслось.

«В странах бывшего Советского Союза было известно 27 видов борщевика, – резюмировал Максим Яшкин. – Борщевик сам по себе не так уж плох, если его использовать по назначению и беречься от контактов с кожей. В конце концов, крапива тоже жжет, но люди, веками собиравшие крапивное волокно для пряжи, с этим мирились. Страдали, но знали, на что идут»

Напомним, что в Ленинградской области придумали задействовать для борьбы с борщевиком осужденных к общественным работам. Им выдают спецодежду и инвентарь и выводят на работу до 11 утра, пока не начался пик жары.

«В области сделали гораздо более важную вещь, чем привлечение правонарушителей, – говорит Максим Яшкин. – Там штрафуют владельцев участков, на чьей территории растет и не уничтожается борщевик. Если закон будет работать, результаты скажутся очень скоро. В Петербурге такого закона нет. А вообще, лучший способ избавиться от этой никому не нужной травы – сделать так, чтобы поля были засеяны под что-то нужное, постоянно перепахивались, и тогда борщевик будет гибнуть сам».

Борщевиком поражены заказники на южном побережье Невской губы, в Гладышевском заповеднике, даже на Щучьем озере. Во все эти места в этом и будущем году будут приходить косцы.

Говоря словами активистки Анны Пищелевой: «Хочешь победить борщевик – будь как борщевик! То есть будь терпелив и упорен, рассчитывай силы на много лет!»