Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева, Мария Мельникова, Игорь Федоров

«Мамонов – настоящий герой рок-н-ролла»: деятели культуры – о смерти артиста

Петр Мамонов, музыкант и актер, скончался сегодня из‑за осложнений, вызванных COVID-19. Ему было 70 лет, и несколько последних недель он находился в реанимации. Врачи пытались вывести его из комы. Не смогли… Почему его уход – большая потеря?
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

«Денди с Петровки, надменный, тонкий и резкий, как выкидной нож, долгие годы успешно притворявшийся то ли старцем, то ли юродивым. Русская народная галлюцинация» – так охарактеризовал Петра Мамонова журналист и культуролог Юрий Сапрыкин в своих соцсетях. Музыкальный критик Андрей Бухарин в разговоре с «Петербургским дневником» вообще отметил, что считает Мамонова феноменом в русской музыке.

«Совершенно уникальная фигура. Он как личность, как человек, как артист значительно больше, чем группа «Звуки Му», с которой он когда‑то начинал, – говорит Андрей Бухарин. – Группа имела определенное признание и на Западе. С ней в свое время работал выдающийся продюсер и английский композитор Брайан Ино. Это лучший коллектив новой волны 1980‑х годов».

При этом вскоре Мамонов просто перерос свою музыкальную группу и самого себя образца восьмидесятых годов. «Он невероятно интересно выступал сольно, – продолжает Андрей Бухарин. – А после фильма «Остров», где он сыграл старца, люди стали экстраполировать его героя на него самого. Так Петр Николаевич стал народным феноменом».

ЗАВОРАЖИВАЛ СВОЕЙ ЭНЕРГЕТИКОЙ

Когда‑то давно бывший заведующим фонотекой Ленинградского рок-клуба, а ныне директор клуба «Камчатка» Сергей Фирсов говорил, что при первой встрече просто не мог оторваться от Мамонова.

«Мы познакомились в середине 1980‑х в рок-клубе. Он приехал со своей группой на гастроли и буквально всех заворожил своей энергетикой», – рассказывает Сергей Фирсов.

По его словам, Петр Мамонов обладал очень сильной харизмой, был сильной и яркой личностью. «Его выступления всегда привлекали. А коллеги по сцене его любили и уважали. Все до единого», – добавляет Сергей Фирсов.

Солидарен с Фирсовым и музыкальный продюсер Алексей Вишня, в жизни которого Мамонов сыграл значимую роль.

«Мы не были друзьями, но именно с ним я сыграл свой первый квартирный концерт. Тогда я был начинающим музыкантом, а он уже легендой. Несмотря на это, он отнесся ко мне по‑отечески: обнял, поцеловал и пожелал хорошего выступления. Так он дал мне, можно сказать, путевку в жизнь», – рассказал Алексей Вишня.

При этом продюсер вспоминает, что сам Петр Мамонов противился распространению своей музыки.

«Он всячески от этого открещивался, отказывался распространять видео с выступлений и прочее, тем не менее многие пытались быть на него похожими. То, что он делал на сцене, завораживало, он был настоящим героем рок-н-ролла. Есть смерть – невосполнимая потеря», – говорит Алексей Вишня.

НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ В СЛОВА

Интересно, что режиссер фильма «Остров» Павел Лунгин, с которым у Мамонова сложился замечательный творческий тандем в кинематографе, рассказал «Петербургскому дневнику», что мечтал снять его в очередной своей картине – вслед за фильмами «Такси-блюз», «Остров» и «Царь». Но не успел.

«Он давно мечтал поучаст­вовать в детской сказке, однако уже ничего не поделать, – сказал Павел Лунгин. – Петр Мамонов не укладывался в слова. Он был человеком огромного масштаба, причем не только в искусстве, но и в поиске истины и Бога. Он великий художник, и вся его жизнь – произведение искусства».

Врачи несколько недель боролись за жизнь артиста и музыканта, но их усилий оказалось недостаточно. Мамонов был воцерковленным человеком, известно, что перед смертью его успел соборовать батюшка.