Яндекс.Метрика
  • Максим Сю

Екатерина Аксенова: «Петербург был и будет правовой столицей»

Со дня образования Юридического комитета исполнилось 30 лет. Главная задача этого ведомства – правовое обеспечение деятельности губернатора Петербурга и правительства города, в Смольном называют его своим «юридическим бронежилетом». Как удается справляться с этой миссией и каковы объемы документооборота, «Петербургскому дневнику» рассказала нынешний председатель комитета Екатерина Аксенова
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

– С каким объемом документов приходится иметь дело Юридическому комитету? В чем его можно измерить? Тоннах? Гигабайтах?

– Я думаю, не будет преувеличением охарактеризовать объем документов, поступающих в Юридический комитет, эпитетом колоссальный. Санкт-Петербург – крупный современный мегаполис с уникальными культурно-историческими особенностями и амбициозными целями и задачами в социально-экономической сфере и области развития человеческого капитала.

Сохранение и преумножение культурно-исторического наследия, развитие экономики и инвестиционного потенциала города, создание комфортной городской среды, улучшение качества и условий жизни горожан во многом требуют качественного правового регулирования и применения оптимальных правовых схем, позволяющих избежать юридических коллизий, соблюсти баланс публичных и частных интересов, наиболее эффективным образом гарантировать достижение стратегических приоритетов и целей при условии безусловного соблюдения норм законодательства и прав граждан.

Именно этими обстоятельствами обуславливаются огромное количество, широкое разнообразие и исключительная важность документов, экспертизу которых проводит Юридический комитет.

Согласно принятой в системе органов государственной власти системе учета документооборота его объем измеряется по количеству входящих и исходящих документов. В то же время в юридической отрасли довольно сложно объективно оценить объем проделанной юристом работы только исходя из количества проверенных им и подготовленных документов, необходимо принимать во внимание сложность каждого конкретного документа или решаемого вопроса и требуемый ими объем профессиональной компетенции и энергии, при этом сложность документа далеко не всегда коррелирует с количеством содержащихся в нем страниц или символов.

Вместе с тем, сугубо количественный подход к оценке работы Юридического комитета как нельзя лучше отражает тот факт, что абсолютно каждый поступающий документ, начиная от небольшого ответа на обращение и заканчивая многотомными концессионными соглашениями или документами стратегического планирования, определяющими направления развития системообразующих элементов жизнедеятельности города на ближайшее десятилетие, проходит полноценную правовую, юридико-техническую, лингвистическую и антикоррупционную экспертизу согласно единым требованиям и стандартам, выработанным Юридическим комитетом за 30-летнюю историю работы, что гарантирует юридическую безупречность правовых актов и решений, принимаемых администрацией губернатора Санкт-Петербурга, правительством Санкт-Петербурга и губернатором Санкт-Петербурга, а также стабильность действующей в Санкт-Петербурге системы нормативно-правового регулирования в целом.

– Сколько в Юридическом комитете трудится специалистов? Какова цена их ошибки? Они проходят какую-то специальную проверку на стрессоустойчивость? В чем выражается KPI Юридического комитета?

– В настоящее время коллектив Юридического комитета насчитывает 47 сотрудников. Учитывая, что наша работа построена на принципе персональной ответственности специалистов за результаты проводимой ими экспертизы, могу с уверенностью сказать, что каждый из них доказал абсолютное профессиональное соответствие занимаемой должности и приверженность традициям Юридического комитета. Что называется, случайных людей в Юридическом комитете нет и не может быть.

Если говорить о серьезных рисках, связанных с возможностью неверной квалификации правоотношений или интерпретации положений законодательства, ошибочного применения норм права или некачественной антикоррупционной экспертизы, то необходимо отметить, что действующая в Юридическом комитете многоуровневая система контроля настроена таким образом, чтобы максимально нивелировать перечисленные факторы риска.

Поэтому наиболее характерным показателем эффективности и качества работы Юридического комитета является устранение правовых рисков и юридическая чистота документов, поступающих на рассмотрение правительства Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга после экспертизы Юридического комитета.

Согласно образному выражению губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, наш комитет является юридическим бронежилетом, защищающим исполнительную власть города от всех возможных рисков принятия неправомерных решений и издания актов, не соответствующих нормам и принципам законодательства. Именно так мы и понимаем нашу основную задачу и в ее качественном решении видим главный показатель эффективности нашей работы.

Учитывая объем работы и ответственности, который ложится на плечи специалистов Юридического комитета, а также высокий темп, который необходимо выдерживать, чтобы обеспечить своевременное реагирование администрации города на актуальные вызовы, требования к стрессоустойчивости сотрудников Юридического комитета приобрели особую значимость, особенно в период пандемии.

В указанных обстоятельствах ежедневная безупречная работа является лучшей проверкой на стрессоустойчивость. По моему мнению, коллектив Юридического комитета в целом успешно справляется с неизбежными в современных условиях стрессогенными факторами, несомненную роль в способности моих коллег не поддаваться стрессу и нервному истощению играет созданная в Юридическом комитете благоприятная психологическая атмосфера и открытая коммуникативная среда, а также присущее им умение сконцентрироваться на решении поставленной задачи, правильно распределить приоритеты, в любых обстоятельствах поддерживать позитивный эмоциональный настрой.

– Какой самый сложный документ, с точки зрения работы Комитета, кроме, конечно, бюджета Петербурга?

– Наиболее сложными документами представляются соглашения о государственно-частном партнерстве и концессионные соглашения.

Во-первых, эти документы комплексно затрагивают широкий круг правоотношений, урегулированных различными отраслями законодательства: гражданского, бюджетного, градостроительного, налогового, в связи с чем их экспертиза всегда осуществляется командой экспертов из нескольких отделов Юридического комитета.

Во-вторых, в основе указанных соглашений, как правило, лежат сложные мультисценарные финансовые модели, без учета которых не представляется возможным провести качественную правовую экспертизу условий, на которых предлагается выстроить взаимоотношения города с концессионером или частным партнером.

И в-третьих, экспертиза таких соглашений предполагает не только их формально-юридическую проверку, но и оценку потенциальных репутационных, имущественных и финансовых рисков (с предложением мер по их минимизации) для города как концедента или публичного партнера.

– Ваша работа не столь заметна, но очень важна. Вряд ли система исполнительной власти может функционировать без хорошей юридической службы. Как к вам устроиться на работу?

– Все должности в Юридическом комитете являются должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга. При этом Юридический комитет входит в структуру администрации губернатора Санкт-Петербурга – исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, обеспечивающего деятельность правительства Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга.

Таким образом, представителем нанимателя в отношении лиц, замещающих должности государственной гражданской службы в Юридическом комитете, является вице-губернатор Санкт-Петербурга – руководитель администрации губернатора Санкт-Петербурга.

Поступление на государственную гражданскую службу и ее прохождение регулируется законодательством о государственной гражданской службе, в соответствии с которым выбор кандидата на вакантную должность, по общему правилу, осуществляется на конкурсной основе. С информацией о доступных вакансиях можно ознакомиться на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в разделе «Кадровая политика».

Кроме того, познакомиться с работой Юридического комитета и получить практический профессиональный опыт работы могут студенты, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальности или направлению подготовки «юриспруденция», изъявившие желание пройти производственную практику в нашем комитете.

 После принятия поправок к Конституции был ликвидирован Уставный суд Санкт-Петербурга. Как вы считаете, принесла ли такая мера пользу судебной системе?

– Прежде всего необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации отражает волю народа на конкретном историческом этапе развития нашего государства. Уставный суд Санкт-Петербурга внес весомый вклад в процесс формирования системы законодательства Санкт-Петербурга, отстаивая букву и дух Устава Санкт-Петербурга. И в первые годы после принятия Устава Санкт-Петербурга решения Уставного суда Санкт-Петербурга играли значительную роль в обеспечении стабильности правовой системы. Возможно, сейчас в этом уже нет такой острой потребности. К тому же полномочия Уставного суда Санкт-Петербурга по рассмотрению дел о соответствии нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга Уставу Санкт-Петербурга были переданы федеральным судам общей юрисдикции, сомневаться в компетенции которых у нас нет оснований.

– Как вы можете оценить качество юридического образования в нашем городе?

– Юридический комитет традиционно отдает предпочтение выпускникам юридического факультета СПбГУ, который широко признан как один из ведущих российских центров высшего профессионального юридического образования.

Из года в год его выпускники, работающие в Юридическом комитете и проходящие в нем практику, демонстрируют неизменно высокий уровень профессиональной подготовки и общей эрудиции.

Особенно приятно отметить, что в настоящее время бакалавры и магистры юридического факультета обладают навыками публичных выступлений и ведения аргументированных дискуссий, что, конечно же, не может не способствовать построению успешной карьеры юриста.

В целом можно отметить, что качество юридического образования повышается в ответ на все более усложняющуюся в своем развитии российскую правовую систему, формирующую спрос на высококвалифицированных молодых специалистов, готовых к повышению своего образовательного потенциала в течение всей профессиональной карьеры.

И, конечно, нельзя забывать, что Санкт-Петербург всегда был, остается и будет не только культурной, но и правовой столицей.

– Как у Юридического комитета налажено сотрудничество с Законодательным собранием Санкт-Петербурга?

– Взаимодействие с Законодательным Собранием Санкт-Петербурга строится с соблюдением принципа разделения властей и в соответствии с установленным разграничением полномочий между органами государственной власти Санкт-Петербурга в рамках предусмотренных регламентом законодательного органа форм совместной работы над законопроектами, инициированными как депутатами городского парламента, так и губернатором Санкт-Петербурга.

Конструктивный характер такому взаимодействию в первую очередь придает четкое и ясное осознание того, что независимо от локальных интересов, которыми могут руководствоваться участники законодательного процесса, перед нами стоят общие цели и задачи, определенные в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года.

ФАКТЫ:

Первый руководитель: Лидия Мась, профессор кафедры гражданского и трудового права Северо-Западного института управления РАНХиГС, председатель юридического комитета в 1991 году.

Выдающийся юрист и педагог, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, автор более 60 учебно-методических и научных трудов. Неудивительно, что в 1991 году именно ей мэр Ленинграда Анатолий Собчак доверил организацию Юридического комитета. Лидия Васильевна возглавила комитет в один из переломных периодов в истории страны и города и сумела создать прочный фундамент его работы, на котором до настоящего дня держится Юридический комитет, говорят в ведомстве.

Федеральная карьера: Дмитрий Козак, заместитель руководителя администрации президента РФ, председатель Юридического комитета в 1994-1998 годах.

Известный российский государственный и политический деятель. Во время его руководства Юридическим комитетом был разработан и принят основной закон города – Устав Санкт-Петербурга, а также ряд других законодательных актов, лежащих в основе институтов действующего законодательства Северной столицы. Под руководством Дмитрия Козака была определена современная концепция деятельности Юридического комитета.

Дольше всех на посту: Анна Митянина, уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге, председатель Юридического комитета в 2003-2017 годах

Заслуженный юрист РФ. Почти половина истории Юридического комитета связана с ее именем. Почти все прорывные проекты правительства города в эти годы достигнуты и реализованы при ее непосредственном участии. Под ее руководством сложился костяк коллектива Юридического комитета. Сотрудники комитета до сих пор с теплом и уважением относятся к Анне Митяниной, которая сейчас занимает должность уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге и продолжает взаимодействие с Юридическим комитетом в качестве детского омбудсмена.

ЦИФРЫ:

1. 28 июня 1991 года был образован Юридический комитет в соответствии с распоряжением мэра Ленинграда Анатолия Собчака.
2. В 1991 году в состав Юридического комитета в качестве организаций входили многие самостоятельные ныне институты: Ленинградский городской суд, коллегия адвокатов, нотариат, регистрационная палата.
3. В 1999 году приняла нынешний облик структура Юридического комитета. Это произошло в процессе становления современной системы органов государственной власти.
4. Девиз Юридического комитета звучит так: Legis non solum in verbis videre. В дословном переводе это означает «Видеть в законе не только слова».

Закрыть