Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«Жара и алкоголь снижают чувство самосохранения»: спасатели – о причинах несчастных случаев на воде

В Санкт-Петербурге увеличилось число происшествий на реках и каналах
Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

Жаркая погода, которая не спадает в Санкт-Петербурге уже второй месяц подряд, привела к увеличению числа несчастных случаев на воде. В поисках прохлады люди купаются в непредназначенных для этого местах и арендуют маломерные суда, не имея нужной квалификации.

В минувшие выходные моторный катер врезался в металлическое ограждение в акватории Дудергофского канала. Все девять человек, находившиеся на борту, получили травмы и были госпитализированы. Один пассажир скончался. Аналогичное происшествие произошло 22 июня в районе 2-го Елагина моста, где столкнулось два судна. К счастью, тогда все шесть человек отделались легким испугом.

По данным Главного управления МЧС по городу, «всего с начала пляжного сезона в Северной столице утонул 21 человек, в том числе один ребенок, спасено шесть человек и оказана помощь еще 210 людям».

По прогнозам синоптиков, в ближайшее время жаркая погода не покинет наш регион, а это значит, что петербуржцы и гости Северной столицы по-прежнему будут искать спасения от зноя в водоемах.

ПРИЧИНЫ ПРОИСШЕСТВИЙ

Как говорят спасатели, основными причинами несчастных случаев, как бы банально это ни звучало, становятся жара и алкоголь, которые ослабевают чувство самосохранения. Водитель судна, которое столкнулось с опорой Дудергофского канала, поначалу у спасателей не вызвал сомнений в адекватности, рассказал начальник поисково-спасательной службы Петербурга Юрий Данчук.

«Товарищу, который был на лодке, мы сделали замечание за 40 минут до аварии, он ходил на очень больших скоростях, рядом с правсредствами и купающимися. Ответ был адекватным и не вызвал сомнения, что жизням судоводителя и пассажиров ничто не угрожает. Но через полчаса произошло ЧП, которого никто не ожидал. Пострадавшие были доставлены в больницы, помощь была оказана оперативно, у детей есть повреждения, но они в безопасности. Один человек скончался», – рассказал собеседник.

В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ

Ежедневно городские водные объекты патрулируют спасатели. Всего в городе 18 спасательных станций. На каждом подразделении действуют два-три плавсредства с экипажами – обеспечение безопасности после футбольных мероприятий не ослабевало.

В настоящий момент работы осложняются тем, что горожане купаются не только на городских пляжах, но и в тех местах, где нет рекреационных зон: в Красносельском районе – продолжение Ленинского проспекта, в акватории Дудергофского канала, на речке Красненькая, водоотливном канале в Курортном районе. В течение недели там произошло два несчастных случая.

Правила безопасности простые – беречь голову от теплового удара, не распивать спиртные напитки и не оставлять детей без присмотра.

При этом для самых маленьких предусмотрены специальные детские зоны, которые находятся под бдительным наблюдением спасателей. Они расположены в Солнечном, на пляже Детский в Курортном районе, а также на Суздальских озерах.

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ

Помочь человеку можно двумя способами – сообщить в службу «112» или самостоятельно вынести из воды. Понять, что человеку нужна помощь, можно по попытке поймать ртом воздух и крикам. Но иногда никаких видимых признаков несчастного случая нет. Тогда распознать тонущего можно только по медленно уходящей под воду голове. В случае с детьми всё происходит ещё быстрее и тише.

«Они тонут очень быстро. Вода теплая, говорить о спазмах неактуально, – головка на воде (пытаются воздух собрать), потом опускается всё ниже – и по глаза уходит, вот так можно понять, что ребенок тонет», – рассказал Данчук.

НУЖНЫ ПРАВА

В России по законодательству судоводителю не нужны права на лодки с мотором до 9,9 л. с. Руководитель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов считает необходимым обязать компании, фирмы и людей, которые сдают такие катера, проводить первичный инструктаж пользователей маломерных судов.

«Государственная инспекция прилагает усилия для обеспечения безопасности, но нужны меры пожестче. Первое, чтобы мы хотели сделать,– это внести изменения в законодательство, чтобы контролировать маломерные суда до 9,9 л. с. Человек должен знать, как вести себя на воде. В настоящий момент по законодательству права нужны только при использовании судна с мотором свыше 9,9 л. с.», – отметил Курдесов.

Действия неграмотного судоводителя непредсказуемые, заключает эксперт. Это как на дороге – люди, которые купили права и не знают ПДД, становятся виновниками происшествий, подвергая опасности жизнь и здоровье пассажиров.