Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Кирилл Поляков: «Нужно приучить водителей соблюдать правила парковки»

В ноябре 2021 года к пилотной зоне платной парковки в Центральном районе Петербурга добавится еще 71 улица. Адмиралтейский и Петроградский районы – на очереди в 2022-м. Как город готовится к созданию нового парковочного пространства, «Петербургскому дневнику» рассказал председатель Комитета по транспорту
Кирилл Поляков: «Нужно приучить водителей соблюдать правила парковки» Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

– С 29 июня Комитет по транспорту администрирует нарушения правил парковки. На чем в этой работе делается главный акцент?

– Наша основная задача – чтобы у общественного транспорта не было препятствий на дороге, чтобы он двигался по расписанию и не нарушал правила дорожного движения, как часто это делают коммерческие перевозчики, в том числе выезжая на встречную полосу. Пассажир должен понимать, сколько времени он потратит на дорогу без пробок, и только чрезвычайные ситуации вроде прорывов на теплосетях или автомобильные аварии могли бы помешать этому графику. К слову, у нас часто простаивают трамваи из-за ДТП на рельсах. По этому поводу мы уже договорились с ГИБДД, что в случае такой аварии экипажи полиции будут приезжать максимально быстро, в течение пяти минут, и в максимально короткие сроки убирать столкнувшиеся машины с трамвайных путей. Сегодня для нас трамвай – основной везущий вид транспорта в городе, который мы планируем делать магистральным. Поэтому нарушение правил парковки напрямую связано с осложнением дорожной обстановки. Мы не хотим штрафовать водителей, надо добиться того, чтобы не было нарушений. В социальных сетях мы размещаем информацию о том, по каким адресам будут работать эвакуаторы, и будем это делать в ближайшие два месяца, чтобы приучить водителей соблюдать правила парковки. Потом практику информирования прекратим, но люди уже поймут, что лучше не нарушать. Яркий пример: 28 июня мы сообщили, что в Клочковом переулке эвакуируют неправильно припаркованные машины. 30 июня приехали экипажи, и ни одного нарушения в зоне действия знака «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена» не оказалось.

– Насколько петербургские водители соблюдают правила парковки?

– К сожалению, мы наблюдаем повсеместные нарушения правил остановки и стоянки машин, парковку вторым рядом. Все это осложняет движение и создает аварийные ситуации. С помощью системы «Безопасный город» мы можем отслеживать, где возникают проблемы, и уже туда направляем экипажи. Так было, например, на Гончарной улице. Когда там навели порядок с парковкой, на сложном транспортном узле у Московского вокзала сразу исчезли заторы. И общественный транспорт пошел по расписанию, и машины поехали, и на Невском проспекте стало гораздо свободнее.

– А на улицах кто следит за соблюдением правил парковки?

– На всем протяжении улично-дорожной сети, где установлены дорожные знаки с запретом или ограничением стоянки, курсируют машины с системой видеофиксации «Паркон». На сегодняшний день мы приобрели 20 таких автомобилей. Это значит, что через какое-то время нарушители получат «письма счастья» со штрафами. Отмечу, что количество автоматизированных комплексов в Петербурге будет расти.

До какого количества?

– По мере необходимости. Мы посмотрим, если тотальный контроль соблюдения правил парковки приведет к тому, что число нарушений снизится, тогда комплексов понадобится меньше.

– Сейчас машины эвакуируют на те же штрафстоянки, что были и до передачи полномочий Комитету по транспорту?

– Пока да, на данном этапе эвакуаторы и штрафстоянки работают по старой схеме, по заказу Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, по госконтрактам с предпринимателями. Мы передаем этому ведомству заявки с адресами, а коллеги предоставляют эвакуаторы и штрафстоянки. Их договоры с бизнесом действуют до 2024 года, по мере того, как они будут заканчиваться, мы начнем приобретать свои эвакуаторы и открывать штрафстоянки, которые будут принадлежать правительству города.

– Есть ли первые результаты вашей работы с нарушителями правил парковки?

– Да, за первые два дня было составлено на месте 17 протоколов об административных правонарушениях, эвакуированы 78 автомобилей.

– Зона платной парковки – ваш помощник в деле наведения порядка на улицах? Как, по-вашему, она сейчас выполняет свои функции?

– Это две совершенно разные задачи. По поводу платной парковки мы получаем положительные отзывы от жителей домов, расположенных в пилотной зоне. У них появилась возможность спокойно поставить машину, не тратя время в поисках места – загрузка улиц снизилась до 40-60 процентов. Платную парковку будем развивать в первую очередь в центральных районах города. С тех пор, как появился пилотный участок, время занятия места сократилось в среднем до 2-3 часов. Больше никто машину на весь день не бросает. Кроме того, на Литейном проспекте, улицах Маяковского, Пестеля и Рубинштейна увеличилась скорость движения машин. Сейчас она выше, чем в среднем по городу.

– Уже понятны сроки расширения зоны платной парковки?

– В Центральном районе новый участок на 71 улицу планируем открыть в ноябре 2021 года, это участок в границах Невского проспекта, Воскресенской набережной, Синопской набережной и набережной Фонтанки. Его проектирование уже закончилось. И уже создается проект на оставшуюся часть улиц Центрального и Адмиралтейского районов. В ближайшее время будет объявлен конкурс на проектирование платной зоны в Петроградском районе. Реализация проектов запланирована на 2022-2023 годы. В 2023 году в планах расширить зону платной парковки и на Василеостровский район.

– В Центральном районе расширение платного участка пойдет от действующей пилотной зоны. А с каких участков начнете в Петроградском, Василеостровском и Адмиралтейском районах?

– Сделаем сразу на всей территории. Создавать зону платной парковки сразу во всем районе проще, удобнее выстраивать маршруты. В этом плане вместе работают три наши подведомственные учреждения – дорожными знаками занимается Дирекция по организации дорожного движения, маршруты выстраивает Центр транспортного планирования, а Городской центр управления парковками будет обслуживать платный участок. Таким образом, параллельно с созданием зоны платной парковки мы улучшаем дорожную ситуацию в очагах аварийности.

– К какому году все исторические районы могут быть охвачены?

– Планируем, что в проекте бюджета на 2022 год и 2023-2024 годы будут заложены все необходимые ресурсы на полное развитие зоны платной парковки. Включая средства, которые нужны для расширения уже существующих перехватывающих парковок у станций метро в спальных районах. Создавая в центре ограничения для автомобилистов, надо предоставить им альтернативу, чтобы они не ехали на машине в центр города, а оставили свой автомобиль на «перехвате».

– На сколько мест хотите увеличить перехватывающие парковки?

– Сейчас Центр транспортного планирования ведет эти расчеты. Но пока перехватывающие парковки не пользуются большим спросом, сейчас их максимальная загрузка – до 50%, поэтому емкость еще есть.

Если водители оставят машины на «перехватах», им, кроме станций метро, понадобится и наземный транспорт…

В новой модели транспортного обслуживания это предусмотрено. Мы усилим социальные маршруты, новые мощности получит «Горэлектротранс», модернизация трамваев и троллейбусов запланирована к 2024 году, чтобы возможности и скорости перемещения на электрическом транспорте существенно выросли. На новую модель будем переходить поэтапно, но не растянуто в сроках, чтобы люди могли привыкнуть к переменам.

– Какие выделили этапы?

– Первый – это апрель 2022 года, для него потребуется 864 автобуса, которые выйдут на 97 маршрутов, в основном, это ныне действующие плюс несколько новых направлений к недавно построенным жилым комплексам, где есть уже готовая инфраструктура – остановки и разворотные площадки. В частности, это ЖК «Юнтолово», «Рай в шалаше», «Новая Скандинавия» и другие. Второй этап перехода на новую модель намечен в июне 2022 года. Он затронет 94 маршрута и 693 автобуса. В него войдут как существующие маршруты с незначительным изменением трасс, так и новые, для которых будет готова инфраструктура.

Третий этап стартует в июле 2022 года, это 156 маршрутов и 1244 автобуса. В первую очередь, это те направления, которые будут переведены из коммерческих в социальные, но они продолжат работать по привычным направлениям. Также в этот этап попали существующие маршруты с изменением трасс, инфраструктура для которых будет готова лишь к июлю.

– Попробуем представить: 1 апреля пассажир приходит на остановку, ждет привычный автобус или маршрутку. И что он видит? Что получится в итоге перехода на новую модель?

– Если рассматривать всю маршрутную сеть города, то ситуация складывается так. 110 автобусных маршрутов, обслуживаемых государственным перевозчиком – ГУП «Пассажиравтотранс», так и продолжат работать у этой компании. Все маршруты электротранспорта – 47 троллейбусных и 43 трамвайных, также останутся без изменений. Но на 97 автобусных направлениях, обслуживаемых частными перевозчиками, выйдут новые низкопольные автобусы с валидаторами и кондиционерами. И это будет первый этап.

– Когда город выберет коммерческих перевозчиков, которые будут работать по новой модели? Иногородним перевозчикам интересен петербургский рынок?

– Аукционы разыграем в июле, контракты с победителями планируем заключить в августе этого года. Конечно, компаниям из других городов очень интересен петербургский рынок, он большой. Но мы с опаской смотрим на них, потому что сразу встает вопрос материально-технической базы и персонала. Если аукционы выиграют иногородние компании и не справятся, то у нас есть резерв «Пассажиравтотранса» и 600 автобусов. Ими же мы сможем восполнить недостаток автобусов на любом другом направлении, если он возникнет.

– Для новой модели понадобится около трех тысяч новых автобусов. Есть ли уверенность, что производители смогут выполнить такой заказ?

– Недавно мы собирали совещание со всеми производителями, расположенными на территории Евразийского экономического союза, и обсудили с ними возможности их производств. Они заверили, что смогут произвести более 4 тысяч машин, а нам нужно 2801. Поэтому рисков недопоставки подвижного состава нет. Более того, Петербург станет первым регионом, который на 100 процентов перейдет на газовое топливо в общественном транспорте. Это снимет серьезную нагрузку с экологии, дышать в городе станет легче.

– Как город планирует избавляться от самых пробочных участков, чтобы создавать коридор для общественного транспорта?

– Все заторовые точки в городе известны, будем их расширять для движения общественного транспорта. Уже активно ведется работа с ОАО «РЖД», железнодорожные мосты, построенные еще в прошлом веке, создают ограничения в движении. Результатом этих переговоров уже стали работы по расширению путепровода на Пулковском шоссе. После окончания строительства железнодорожного моста в Пушкине на Московском шоссе мы откроем тактовое движение пригородных поездов до Павловска. В планах создание выделенных полос. В целом, проблемных участков достаточно много, и по всем идет работа. В том числе и с привлечением инвесторов, как, например, на будущем трамвайном маршруте «Купчино – Шушары – Славянка».

– К слову, о концессии. Есть ли в планах запуск трамвая «Чижик» по Гранитной улице?

– Сейчас рассматриваются разные варианты, в том числе и такой. В перспективе – закрытие на капитальный ремонт станции метро «Ладожская», поэтому вопрос организации транспортного сообщения очень актуален. Планов много, среди них – отведение поездов дальнего следования, пригородных направлений и межрегиональных маршрутов с Ладожского вокзала на другие, корректировка сети наземного транспорта, это пока обсуждается.