Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«К сериалу надо относиться как к произведению с долей черного юмора». Эксперты – о запрете мультфильма Happy tree friends

Октябрьский районный суд Петербурга запретил ссылки на этот сериал и ещё четыре аниме

Мультсериал Happy tree friends ( «Счастливые лесные друзья») – культовый фильм в жанре черного юмора, к которому надо относиться как к произведению искусства. Так прокомментировала решение Октябрьского районного суда запретить к распространению сериал директор фестиваля «Мультивидение» Светлана Петрова.

«Happy tree friends участвовал у нас на первом фестивале в 2003 году, и в своё время это было новое слово в анимации, – рассказала Петрова. – Он сделан смешно, весело, в свое время стал прорывом, к этим историям надо относиться как к творчеству Хармса, который был гением черного юмора. Или другой пример – творчество детского поэта Олега Григорьева, который считал, что черный юмор помогает преодолеть свои страхи: «Я спросил электрика Петрова: – Для чего ты намотал на шею провод? Петров мне ничего не отвечает, висит, только ботами качает».

Под запрет попали ещё четыре анимационных фильма на порталах Lordfilm, а также на YouTube и RuTube и сайте smotret-multfilmi.net. Это мультфильмы «Ад Данте: Анимированный эпос», «Атака титанов. Фильм первый: Жестокий мир», «Легенды смертельной битвы: месть скорпиона», «Космос: Территория смерти». Иски подала прокуратура. По данным пресс-службы суда, эксперты пришли к выводу, что данный контент имеет сцены жестокости и может нанести вред психическому здоровью детей.

В свою очередь, директор «Мультивидения» уверена, что аниме – продукт другой культуры, отношение к смерти у японцев иное, нежели у европейцев.

«В Японии, например, харакири – это поступок благородного человека, а у нас самоубийство – это грех, и понятно, что есть разница между европейским и японским менталитетом. Но люди не должны замыкаться на своей культуре, наоборот, они должны узнавать больше о других, а потом сами решать – хорошо это или плохо, – рассказала Петрова, отметив, что подобные фильмы должны попадать под маркировку «18+».

С ней согласился дизайнер, руководитель клубного формирования по работе с подростками Иван Плаксин, который полагает, что запреты могут только усугубить ситуацию и даже вызвать эффект Барбары Стрейзенд, при котором подростки начнут массово искать несанкционированные произведения.

«Считаю, что человека потенциально тянет к стрессовым вещам, он таким образом компенсирует нехватку адреналина. Эти мультики надо воспринимать исключительно как образ, а не как повод к действию, – объяснил Иван Плаксин. – Потому что фактически всегда найдутся люди, которые будут заниматься насилием, независимо от того, что они смотрели в детстве. Если не перегибать палку и не рассматривать такие направления, как хентай, то аниме – вид искусства, и в Японии многие такое смотрят. Нельзя сказать, что японское общество отсталое и дегенеративное, никак не получится, страна входит в десятку по ВВП».

Стоит отметить, что сериал Happy tree friends в 2003 году стал лучшим короткометражным анимационным фильмом, созданным для Интернета, на Фестивале анимационных фильмов в Анси. В 2004 и 2005 годах аналогичную награду получил в Оттаве.

Между тем сейчас все ссылки на иностранные мультфильмы, попавшие под запрет, работают. По гражданскому процессуальному кодексу у сторон есть один месяц на обжалование решения, рассказал юрист Андрей Дмитриев.

«Вторая сторона – производители или интернет-площадки – имеют право обжаловать решение, и, возможно, вышестоящая инстанция, в данном случае Санкт-Петербургский городской суд, признает решение незаконным, тогда оно может быть отменено полностью или частично, – прокомментировал решение юрист. – Поэтому сразу ссылки не блокируют, приставы направляют решение уполномоченному органу. У каждой иностранной площадки должно быть представительство в России, это ранее было законодательно затребовано».