Молчаливое искусство: когда петербуржцы увидят все подлинные скульптуры Летнего сада
В этом году часть залов Михайловского замка открыли после реставрации. Помимо покоев камер-фрейлины Протасовой, Большого тронного зала, Воскресенского зала, новую жизнь дали Галерее арабесок, где до 2018 года находилась Военно-морская библиотека Минобороны России. После реставрации ее украсили семь подлинных мраморных скульптур Летнего сада: пять скульптурных бюстов и две статуи. Рассказываем, где находятся остальные скульптуры и почему копии подлинных мраморных скульптур для сада – лучший вариант.
300 лет на открытом воздухе
Гостей Михайловского замка скульптуры Летнего сада встречают уже при подъеме по парадной лестнице. Любопытному взгляду посетителей музея (Михайловский замок – один из филиалов Русского музея. – Ред.) в нишах главного вестибюля открываются копии статуй «Архитектура» и «Слава» итальянского скульптора Пьетро Баратты.
«На парадной лестнице установлены рабочие промежуточные гипсовые копии скульптур, над которыми мы работали в конце 1990-х годов, в период экспериментального копирования скульптурной коллекции, когда еще Летний сад не входил в состав Русского музея», – сообщает искусствовед, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея, хранитель скульптур Летнего сада Галина Хвостова.
Основная экспозиция скульптурной коллекции мраморов находится в Зале антиков, в него ведет другая лестница, в пролетах которой установлены уже оригинальные бюсты Летнего сада из мрамора начала XVIII века: «Старик», «Демокрит», «Внимание», копии которых сегодня можно увидеть на партере Летнего сада.
Коллекция мраморной скульптуры Летнего сада, собранная Петром Великим, сегодня насчитывает: пять скульптурных групп, тридцать восемь статуй, сорок восемь скульптурных бюстов и одну герму – всего в коллекции 92 скульптурных произведения.
«Подлинные скульптуры сада простояли на открытом воздухе почти 300 лет. При этом считается, что мрамор может находиться в таких условиях не больше 100 лет. Во многом сохранению произведений искусства поспособствовали последующие правильно организованные условия хранения и уход за ними. Каждая скульптура – скульптурная группа, статуя или скульптурный бюст, если внимательно присматриваться, рассказывает о себе: как ей было плохо, как ее сбрасывали с пьедестала и разбивали жители Петербурга еще в XVIII веке, которые не понимали такого неожиданного резкого появления в России произведений западно-европейского искусства. Множество испытаний выпало на долю скульптур и позднее, не будем забывать и о том, что в годы Великой Отечественной войны они были укрыты в земле», – отмечает Галина Хвостова.
Скульптуры в своё время были исполнены в конце XVII – начале XVIII века лучшими итальянскими, преимущественно венецианскими мастерами: Пьетро Баратта, Джованни Бонацца, Франческо Кабианка, Антонио Коррадини, Джузеппе и Паоло Гропелли, Орацио Маринали, Альвизе Тальяпьетра, Джованни Дзордзони… Но некоторые скульптуры сегодня характеризуются как работы неизвестных мастеров, даже о происхождении мраморных пьедесталов начала XVIII века, часть которых сохранилась, почти ничего не известно. Причина простая – далеко не все исторические документы дошли до нас. Поэтому исследования истории скульптуры Летнего сада продолжаются.
Экспозиция в Зале антиков
В Зале антиков выставлены статуи и скульптурные бюсты, дающие представление о высоком художественном уровне коллекции скульптуры Летнего сада. Например, статуя «Правосудие», исполненная Пьетро Бараттой, – отличается серьезным выражением лица, ведь в правой руке у нее меч – правосудие карает (в Летнем саду её копия украшает Главную аллею). «Всего в коллекции Летнего сада насчитывается 15 произведений, связанных с именем этого скульптора», – говорит хранитель скульптуры.
Меч, к слову, не подлинный: его с большой регулярностью в разное время отрывали от статуи, и реставраторам постоянно приходилось его клеить. Во время последней реставрации 2010 года меч изготовили вновь из искусственного материала.
Замечательными произведениями являются также статуи «Аллегория красоты» Джованни Дзордзони и «Церера» Томаса Квеллинуса. Здесь же можно оценить мастерски выполненные скульптурные бюсты работы Пьетро Баратты – «Камилла» и «Александр Македонский».
Скульптуры в зале №137
Из Зала антиков попадаем в зал №137 – новое пространство, которое в прошлом году подготовили специально к дальнейшему размещению части коллекции скульптур Летнего сада. В этом зале можно увидеть статую «Милосердие» Пьетро Баратты (её копия установлена на Главной аллее сада).
«Милосердие» записывает добрые дела человека, а её нога «попирает» кандалы. Статуя демонстрирует любимую модель, идеал красоты Пьетро Баратты. Мастер использует этот образ во всех своих работах, – рассказывает Галина Хвостова. – Отмечу, что личная история статуи также не была безоблачной – мы замечаем, что голову «Милосердию» приклеивали и перо – неоднократно восстанавливали». Вдоль стен в зале экспонируются скульптурные бюсты из коллекции Летнего сада.
«Как помним, исторически скульптуры стояли на открытом воздухе и не предназначались для экспонирования в помещениях замка. Во время подготовки залов для размещения скульптур мы с коллегами составляли списки, продумывали, как и где можно разместить их. Любое перемещение скульптуры – это непросто. Всегда задействовано много людей, специальное оборудование. Нужно предвидеть, как расположить скульптуры, куда они будут «смотреть», как себя «чувствовать», как будут взаимодействовать друг с другом», – поделилась Галина Хвостова.
Отметим, что оригиналы скульптур Летнего сада занимают еще несколько помещений, включая открывшуюся недавно Галерею арабесок. В обозримом будущем музей планирует продолжение экспонирования подлинных мраморных скульптур петровской коллекции.
Как собирали коллекцию
Из записок датского посланника в России Юста Юля, относящихся к 1709-1710 годам, известно, что в Летнем саду «…стоит с лишком 30 больших мраморных статуй художественной работы, в том числе бюсты покойного короля польского собеского и его жены …»
Единственный подлинник, который сегодня находится в Летнем саду, – скульптурная группа «Мир и изобилие» (аллегория Ништадтского мира) – первый памятник из мрамора в России. По словам Галины Хвостовой, Петр I по окончании Cеверной войны заказал известному венецианскому скульптору Пьетро Баратте памятник, который и должен был увековечить победу России над Швецией. Закупкой произведений искусства для русского царя занимался его так называемый «агент» в Риме – Савва Рагузинский.
«При этом частично статуи, купленные Рагузинским, прибыли с мраморными же постаментами. У скульптурных бюстов – с ними проблем было больше, потому что не у всех имелись постаменты и многим в дальнейшем пришлось делать новые. Коллекция собиралась постепенно, из партий, которые поступали из Италии в течение ряда лет. В целом собрание скульптуры сформировалось к 1725 году», – рассказывает Галина Хвостова.
Отметим, что в период Великой Отечественной войны скульптуры спрятали в земле – каждую на том месте, где она стояла. После войны сотрудники музея раскапывали их – в этой работе помогли записи хранителей с указанием местонахождения каждой скульптуры.
Про реставрацию в 2009-2011 годах
Основная причина, почему оригинальные скульптуры перенесли в Михайловский замок, – влияние окружающей среды на мрамор: выхлопы, дожди, копоть, пыль – все это оседает на поверхности скульптур, проникает внутрь камня и разрушает его поверхность.
Но представить Летний сад без его скульптур практически невозможно. В середине XX века специалисты и задумались о необходимости копирования скульптуры.
«После войны скульптуры реставрировали каждые пять-десять лет, – отмечает Галина Хвостова. – В 80-е годы прошлого века мы начали копирование скульптур по отдельной экспериментальной программе – нам было важно сохранить подлинники. Поэтому приняли решение установить копии в саду. Первая копия была сделана с мраморного скульптурного бюста «Герцог Бранденбургский»: мы его выбрали, потому что он сложный с точки зрения пластики. В итоге были изготовлены три копии из разных материалов, проведено несколько ученых советов… В качестве окончательного материала выбрали тогда портландцемент», – сообщает Галина Хвостова.
Программу запустили в полном объеме, были выделены средства, началась длительная работа по копированию 25 бюстов и трех статуй Летнего сада, а подлинники постепенно убирали в хранилище Русского музея.
«В начале 2000-х годов Летний сад вошёл в состав Русского музея. В рамках масштабной реставрации сада продолжились мероприятия по копированию, теперь копии делали из мраморной крошки на полимерной основе – современного материала. В 2009-2011 годах последний раз и была проведена работа по копированию всех скульптур, – рассказывает хранитель. – По значимости и результатам – полное копирование мраморов сада является беспрецедентным явлением в современной музейной практике, как в России, так и за рубежом».
Про футляры
Летний сад, прежде всего, ассоциируется с зеленым ландшафтом, фонтанами, солнцем, самым теплым временем года, но суровый северный климат неблагоприятно воздействует на мрамор. Скульптурная коллекция Летнего сада сохранялась 300 лет на открытом воздухе благодаря использованию защитных деревянных футляров, которые спроектировал в 1826 году и ввёл в обиход скульптор Василий Демут-Малиновский. И сегодня сотрудники музея прячут скульптуры на зиму, а перед этим моют и укрывают натуральной тканью.
«После Летнего сада практика укрытия мраморов деревянными футлярами была принята и в других садово-парковых ансамблях Петербурга и Москвы. Такие, проверенные временем, традиционные способы защиты мраморных памятников в сочетании с бережным уходом и своевременной реставрацией являются гарантией их сохранения на долгие годы», – подытожила Галина Хвостова.