Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Алексей Бойков: «Скорая помощь не лечит, она спасает»

Коронавирусная пандемия в корне изменила сложившийся алгоритм работы скорой медицинской помощи. Петербуржцы предъявляют претензии по поводу задержек, публикуют фотографии очередей карет скорой у больниц, но не задумываются, какая колоссальная нагрузка свалилась на медиков и как мы сами ее усугубляем
Алексей Бойков: «Скорая помощь не лечит, она спасает» Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Главный врач Городской станции скорой медицинской помощи Алексей Бойков отвечает на самые актуальные вопросы о сегодняшнем дне работы скорой помощи.

Лечит участковый врач

 Алексей Александрович, давайте напомним отличие Городской станции скорой помощи и отделений скорой медицинской помощи при поликлиниках (ОСМП, или бывшей неотложки).

– Скорая медицинская помощь – это экстренная бесплатная служба, которую вызывают, когда есть угроза жизни и здоровью. Бригады Городской станции выезжают на все случаи вне мест проживания, представляющие угрозу для жизни: травмы, кровотечения, остановку сердца, потерю сознания. Бригады ОСМП – на обострение хронических заболеваний, то есть тогда, когда есть угроза здоровью. Хочу заметить, что люди, имеющие хронические заболевания, прекрасно знают свои состояния, могут их оценить и знают, что надо делать при ухудшении. Если человек сам не может оценить степень ухудшения и понять, есть ли реальная угроза жизни, то это определит фельдшер по приему вызовов при обращении на 03. Он задаст определенные вопросы и либо пришлет бригаду Городской станции скорой медицинской помощи, либо переведет вызов на отделение скорой при поликлинике.

 Сейчас люди напуганы коронавирусной инфекцией и часто обращаются даже тогда, когда нет реальной угрозы, а потом обижаются, что скорая не едет или приезжает не та бригада...

– Если нет угрозы для жизни, то вызов бригады Городской станции скорой медицинской помощи не обоснован. Если нет угрозы здоровью, то вызов скорой отделения при поликлинике не обоснован. Таким образом, если нет повода для вызова скорой помощи, вызов передается для участкового врача. Почему все решили, что с температурой 38 должны обязательно попасть в стационар?! Вот если происходит ухудшение состояния (при коронавирусе, например, высокая температура держится 2-3 дня, появляется одышка, падает сатурация) – тогда, конечно, пациент должен получить другой объем медицинской помощи, соответствующий четким критериям, утвержденным Минздравом. Если будем выезжать к каждому пациенту с незначительным повышением температуры, нам никаких бригад не хватит.

 Какие номера в каком случае набирать?

– На сегодня существует единый номер: 03 со стационарного телефона или 103 с мобильного. Люди с хроническими заболеваниями знают семизначные номера своих отделений и ими пользуются. Если не знают, то фельдшер по приему вызовов 03 переводит звонок в ОСМП при поликлинике по месту жительства обратившегося.

 Можно ли самостоятельно приехать в больницу, если скорой помощи не дождаться или человеку просто так удобнее?

– У нас по законодательству каждый может обратиться в любое медицинское учреждение, где получит, как минимум, экстренную помощь, как максимум – весь объем помощи.

– Может ли пациент попросить доставить его в определенную больницу?

– Права выбора лечебного учреждения при оказании скорой медицинской помощи не существует. Для плановой госпитализации – пожалуйста: стационар – на выбор пациента. При оказании скорой медицинской помощи это сделать нельзя. Конечно, мы стараемся, по возможности, госпитализировать поближе к дому, но сегодня, в период пандемии, это не является определяющим критерием.

 Кто решает, нужна ли госпитализация пациенту с подозрением на COVID-19?

– Участковый врач. Если нужна госпитализация, он вызывает скорую помощь. В зависимости от состояния пациента, участковый врач дожидается бригаду скорой или уходит на следующий вызов. В случае, если больной сам вызывает не врача из поликлиники, а именно скорую помощь, скорая тоже приедет. Но если состояние пациента не тяжелое, он все равно остается дома с рекомендацией вызова участкового врача. Я хочу, чтобы все поняли: скорая помощь не лечит, она только оказывает экстренную медицинскую помощь. Лечение назначает участковый врач.

 От чего зависит, что где-то скорая из поликлиники приезжает быстро, а где-то ждут часами?

– Задержки зависят от многих причин. В первую очередь от работы поликлиники, участковой службы. Там, где она четко работает, задержек направления бригад практически нет. Там, где есть проблемы с кадрами, где не хватает участковых врачей или машин, нагрузка вынужденно перекладывается на ОСМП. Круг замыкается. Кроме работы участковых врачей, задержки зависят еще от населения. Там, где есть уверенность населения в своей поликлинике, там пользуются ее возможностями максимально.

Мы сегодня в той ситуации, когда каждый должен подумать не только о себе, но и тех, кто рядом. Можно каждый день вызывать скорую для измерения давления и температуры – ведь это удобно и бесплатно. Но при этом надо понимать, что кому-то в этот момент скорая нужнее. В противном случае это потребительский экстремизм.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Не звоните по 03 «только спросить»

 Наши читатели жалуются, что приходится долго ждать скорую помощь. Правда, речь идет в основном о скорой из отделений скорой помощи при поликлиниках. Так происходит из-за обилия вызовов?

– Исторически максимумом считалось 7 тысяч обращений в сутки по телефонам 03 и 103 (без учета звонков на семизначные номера отделений скорой помощи при поликлиниках). Сейчас этот рекорд, увы, перекрыт – 9123 обращения зафиксировано 23 июня 2021 года. И несколько последующих дней так же: 9000 обращений, 8900, снова 9000. Я такой цифры за 25 лет работы здесь не помню. Даже прошлым летом 9 тысяч звонков не было точно.

 Но 9 тысяч обращений не означает 9 тысяч вызовов?

– Нет, конечно. Звонят пациенты, звонят родственники пациентов, с экстренными и обращениями и просто «только спросить». На 03 и 103 переводятся запросы с номеров 112 и 122. Эти звонки просто забивают наши линии, зачастую это звонки справочного характера. Это просьбы дать рекомендации по лечению, подсказать номер поликлиники – но все равно диспетчеру надо снять трубку, выслушать и поговорить. Нет необходимости звонить 03, чтобы узнать, где находится поликлиника или какое лекарство принять. Это можно сделать иными путями, существует множество справочных ресурсов.

Если раньше количество вызовов скорой во многом зависело от времени года и дней недели и лето всегда считалось самым спокойным периодом, то сейчас все рекорды мы бьем летом, а не зимой. На скорую помощь ложится огромная нагрузка, и это проблема. Мы понимаем панику и волнение людей. Хотелось бы успокоить, что помощь люди получат в любом случае, но именно непонимание этого, страх и некоторая доля сомнения в эффективности работы амбулаторной службы вызывают этот шквал обращений в 03, хотя на самом деле амбулаторная помощь работает эффективно.

 И год назад, и сейчас появляются фотографии очередей скорых у больниц. Неужели никак не решить этот вопрос?

– Безусловно, очереди и проблемы эти есть. Очереди в стационары мы отслеживаем тремя способами: с помощью линейно-контрольной службы, которая объезжает стационары и считает машины скорой у приемного отделения. Все бригады скорой, независимо от того, Городской станции скорой помощи или отделениям скорой помощи при поликлиниках они принадлежат, докладывают, если стоят больше 2 часов. И, кроме этого, идет мониторинг: все бригады имеют GPS- навигацию, и на экране своего компьютера ответственный дежурный врач наглядно видит, сколько скорых стоит и у какого стационара. Сейчас появилась положительная динамика после мер, принятых Комитетом по здравоохранению.

 Что это за меры?

– Меры, направленные на усовершенствование работы приемных отделений стационаров. Увеличили количество бригад в каждом приемном отделении до 7-10. Разработан алгоритм приема пациентов с COVID-19, сейчас он оптимизируется. Раньше в каждом стационаре был свой алгоритм, теперь они выбрали оптимальный общий. Изменилась сама логистика приема пациентов.

 Как увеличилась нагрузка на бригады скорой помощи?

– Неправильно вычислять степень нагрузки на скорую по количеству обращений. Нагрузка на бригаду ГССМП возросла всего процентов на 20 – до 14-16 вызовов в сутки, а время выполнения вызова – почти в 2 раза. Раньше у нас был зонирован весь город, и бригада везла, как правило, в свою зону, в ближайший профильный стационар. Сегодня стационары один за другим перепрофилируются, мы потеряли привязку к району и вынуждены с юга города везти пациента с диагностированным COVID-19 на север. Потому что при выборе медучреждения важна не только сама коронавирусная инфекция, но и сопутствующие заболевания пациента, то, какая больница принимает пациентов с таким профилем. Так что проблема не только в количестве вызовов, но и во времени, затраченном на выполнение вызова. Растет время выполнения вызова – меняется весь алгоритм.

 Понятие «времени доезда» сейчас соблюдается?

– Следует учесть, что пресловутое 20-минутное время доезда, о котором часто вспоминают, касается только вызовов экстренной формы: если не оказать помощь быстро, человек умрет. Все остальное может подождать, хотя мы стараемся успеть всюду. Скорая помощь сейчас протезирует работу амбулаторного звена и частично – стационарного. Мы столкнулись с такой проблемой, к которой не были готовы. Это третья волна не дает нам времени для разгона – настолько стремительно она к нам пришла. Мы рассчитываем на вакцинацию, на то, что граждане поймут, что это необходимо. И тогда третья волна схлынет так же быстро, как и пришла. Все возможности для этого у нас есть, дело только за желанием жителей нашего города проявить гражданскую ответственность и организованно и оперативно пройти вакцинацию.

Закрыть