Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Покрас Лампас: «Мои главные работы резонируют со мной»

Художник-каллиграф Покрас Лампас в течение этого месяца превратил Центр искусства и музыки библиотеки Маяковского в интерактивную мастерскую. В интервью «Петербургскому дневнику» он рассказал, почему футбол – это больше, чем спорт, оценил толерантность петербуржцев к стрит-арту и объяснил, почему картины на выставке постоянно меняют положение
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

– Покрас, расскажи, что происходит в этом пространстве в течение месяца.

– Мы находимся в интерактивной мастерской, где я работаю каждый день. Непосредственно сейчас у меня идет работа над двумя полотнами: первое посвящено Украине, а второе – Англии. Каждое полотно основано на концепции слова «единство» и того, как это слово переводится на разные языки. Для того, чтобы максимально объединить людей, мы решили, что доступ к самому процессу создания полотен будет открыт для каждого. Поэтому гости могут приходить с 12 часов вплоть до 21 часа и наблюдать меня за процессом работы. Поскольку это интерактивная мастерская, я прихожу сюда в свободном графике, прекрасно провожу время и встречаюсь с коллегами.

– Из чего состоит твоя экспозиции?

– Она меняется каждый день. Во-первых, это связано с тем, что у нас передвижные стенды, на которых висят работы. Мы можем менять логику экспозиции и, скорее всего, логика будет выстроена каждый новый день в другом формате. Рассадка людей идёт на расстоянии для того, чтобы мы могли не просто пригласить человека к просмотру, но и обезопасить с точки зрения актуальных норм и правил проведения публичных мероприятий. Есть сайт, который называется евро.покрас.com, и на этом сайте можно выбрать удобное время и прийти на саму выставку.

– Смотришь ли ты футбол и за кого болеешь на Евро-2020?

– Конечно, я смотрю основные матчи, но, к сожалению, не всегда успеваю на прямые трансляции. Одним из моих фаворитов была Португалия, которая, к сожалению, уже не может выйти на первое место. Если говорить о текущих фаворитах, это бельгийцы.

– Футбол вдохновляет на творчество?

– Если смотреть на него не просто как на игру, а на большую систему, спорт, который связывает людей, который транслирует работу в команде, ежедневную работу над собой, взаимодействие с тренером и формирование комьюнити, то да. Я считаю, что это очень правильно – развивать отношение к футболу не просто как к игре, матчу, где две команды борются за победу, а формировать новые взгляды и интересы, дополнительные активности на стадионе, перформансы, проводить культурные события. Хотелось бы, чтобы культура была связана со спортом.

– Успеваешь ли ты в этом формате общаться с посетителями выставки?

– На самом деле рабочий процесс построен так, что я не сильно могу отвлекаться и разговаривать с гостями. Довольно часто здесь громко играет музыка, и я нахожусь в себе. То есть зритель находится именно в позиции зрителя, а не участника перформанса. При этом я стараюсь сделать так, чтобы зритель увидел абсолютно честное отношение художника к процессу. Я допускаю ошибки, могу спросить что-то у зала или сфотографироваться, если есть время.

– Расскажи о работах, которые нравятся тебе больше всего.

– Для меня самыми главными работами является те, которые резонируют со мной и стали для меня вехой в творчестве. Честно говоря, каждая из представленных здесь работ имеет для меня особое значение. Стоит начать с такой монохромной работы, в которой прописана современная латиница в технике каллиграфутуризма. Эта техника и стилистика основана на моем видении каллиграфии будущего. Дальше мы видим довольно большое количество экспериментальных полотен – работа с плоской кистью или китайской тушью, спреем, маркерами и различными необычными материалами. Это говорит о том, что у меня достаточно широкая палитра для инструментов и часто именно эксперимент позволяет мне найти правильно сбалансированную комбинацию или совершить ошибку и научиться чему-то новому. Если бы я хотел рассказать о себе, как о художнике, я бы обратил внимание, что некоторые штрихи сделаны абсолютно без привязки к линии букв. Если я хочу оторвать у буквы Н контур, я могу рвать справа налево, сверху или снизу, от этого будет разная динамика и глубина.

– Так ты учишь своих поклонников выходить за рамки?

– Я думаю, каждый из нас так или иначе учится каждый день выходить за рамки просто потому, что это связано с человеческим прогрессом. Я просто иллюстрирую свой рабочий метод, и, конечно, выход за рамки является одной из его частей. Когда я пишу полотна, привязанные к эмоциям, они часто очень сбалансированные и чистые. Когда это привязано к стране, меняется рабочий метод и результат может удивить даже меня, потому что на эскизе я видел это одним, а в реализации получилось другим. Выставку мы воспринимаем как некую игру, эксперимент, который даёт полную свободу и удовольствие от процесса.

– Как пандемия коронавируса влияет на творчество?

– На самом деле слово единство, которое стало символом выставки, – это не просто слово, которое мне понравилось. Я считаю, что люди всегда объединяются во времена, когда они испытывают одинаковые эмоции. Спорт как командная игра очень сильно иллюстрирует единство разных стран, которые объединяются, следя за игрой. Единство во время сложностей, для решения задач, вызовов социальных и культурных. Объединившись, люди достигнут большего успеха и смогут сохранить баланс.

– Петербург называют одним из наиболее нетолерантных к стрит-арту городов. На твой взгляд, это так?

– Может быть, та форма уличного искусства, которая подойдёт одним городам, визуально и технически не совсем применима к другим. Несмотря на то что в Москве много и современной, и классической архитектуры, тоже очень часто закрашивают граффити, а само уличное искусство существует на фасадах только потому, что делает город более современным. У Петербурга довольно необычный бэкграунд: огромное количество исторических зданий, много определённых регламентов по содержанию этих зданий. Художники, которые работают в этом городе, должны понимать, что практики, применимые, условно говоря, к Екатеринбургу, здесь должны трансформироваться, если они хотят остаться в городской среде. Все это требует изучения, анализа. Так, многие уличные художники специально не оставляют адреса своих новых работ, чтобы люди гуляли по городу, а не смотрели работы в Интернете. Мне кажется, в будущем будет больше паблик-арт проектов и смелых вариантов интеграции в нашу среду.