Яндекс.Метрика
  • Артемий Аграфенин

Виктор Бутурлин: «Режиссер – это тот, кто мыслит кадром и изображением»

28 июня 1946 года родился режиссер и заслуженный деятель искусств России Виктор Иванович Бутурлин

На киностудии «Ленфильм» Виктор Иванович снял фильмы «Аплодисменты, аплодисменты…», «Экскурсант», «Садовник», «Торможение в небесах», «Ядерное танго» и другие.

В 1972 году окончил режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (мастерская И.А. Гриншпуна). В 1981 году – мастерскую Никиты Михалкова на Высших курсах режиссеров и сценаристов в Москве. Работал режиссером в Ивановском и Ленинградском театрах музыкальной комедии. С 1981 года – режиссер-постановщик киностудии «Ленфильм». В 1984 году снял фильм «Аплодисменты, аплодисменты...».

В 1990-2000 годах режиссер стал широко известен благодаря многосерийным криминальным детективам – «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила». За вторую работу был удостоен премии «ТЭФИ». В 2004 году Виктору Бутурлину присуждено звание заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.

– Виктор Иванович, расскажите, что такое случилось у вас в жизни, что вы пришли в кино. Как вы решили стать режиссером?

– Вы знаете, мне очень нравятся слова, которые сказал мой мастер: «Режиссура – это не профессия, а образ жизни». И потом добавил – «и выживаемости». Что правда, я думаю. Вот сейчас я набираю студентов и видно, кто режиссер: кто мыслит кадром, изображением.

В то время ощущение, что в кино работают только Боги, не давало возможности мне войти в эту профессию как-то легко и свободно. К кинематографу я подбирался очень долго. Сначала пришел в театральный институт и окончил его в качестве режиссера музыкального театра. Я ставил в Иваново, в Каунасе, в Ленинграде с выдающимся режиссером Владимиром Воробьевым. У меня было восемь спектаклей. В театре я научился работать с актерами. И вот пришел момент. Я узнал, что набираются высшие режиссерские курсы! На приемных экзаменах нас испытывали Данелия, Рязанов и Михалков. И – о счастье! Я поступил, пройдя всевозможные рифы, о которых я когда-нибудь напишу отдельно.

– Ваша первая работа – «Эндшпиль»…

– «Эндшпиль» – преддипломная работа по замечательному рассказу Александра Вампилова. На курсовой работе я познакомился с великолепным оператором Владимиром Васильевым, который продемонстрировал мне высочайший уровень операторского искусства. Мы снимали под Петергофом, на бывшей даче Бенуа. По длинному темному коридору в одной из сцен должна была пройти героиня в белоснежном платье. «Вот бы лучик света туда», – мечтательно сказал я вслух. «Сказано – сделано», – ответил мне оператор, и на следующий день на площадке появилось восемь зеркал. Мы поставили зеркала под такими углами, что, передавая лучик солнца от одного зеркала к другому, мы наконец сверкнули этим лучиком в темном коридоре. И героиня, появившись в дверях коридора, засверкала, как туфелька Золушки.

Как преддипломный, так дипломный материал для режиссерского сценария я искал долго и мучительно. Михалков отвергал одно предложение за другим. «Ну наконец! – сказал он, когда прочитал рассказ Юрия Трифонова «Прозрачное солнце осени», – Вот из этого материала может получиться кино!» Это был первый сценарий, который мне помог сделать профессиональный и известный сценарист – Виктор Иванович Мережко. На главные роли я пригласил Олега Борисова и Олега Табакова. По окончании курсов меня пригласили в Первое объединение на киностудию «Ленфильм» и предложили сценарий Виктора Мережко «Актриса прошлых лет».

– Это вы сейчас про фильм, который называется «Аплодисменты, аплодисменты...»?

– Совершенно верно. В сценарии автор рассказал об актрисе, которая мечтает в финале своей актерской карьеры сыграть напоследок полюбившуюся ей роль. Изначально было видно, что сценарий писался для пожилой актрисы. Это могла быть Нонна Мордюкова. Но мне хотелось сделать историю не про пожилую актрису, а про актрису, которая мечтает сменить амплуа – сделать новый и неожиданный шаг в творчестве. Мне показалось, что это могла бы сыграть замечательная актриса Людмила Гурченко. Мудрый Мережко мне сказал: «Сценарий написан не на характер Гурченко, с этим нельзя шутить, ты что!» К тому времени Людмила Марковна Гурченко накопила громадный опыт побед и поражений. Она созрела для того, чтобы от своего лица рассказать о непростой жизни актрисы. Пришло ее время и ей хотелось выговориться.

Я сказал ей: «Любимая моя Людмила Марковна, Люсенька. Попробуйте написать три-четыре монолога. Это фильм-исповедь». Мы рисковали, но Людмила Гурченко с блеском справилась с этой задачей. И это было правильно. Конечно, у меня были проблемы с автором, но Виктор Иванович все понял и принял.

Картину мы сняли, но никак не могли придумать финал. Я попросил своего учителя, Никиту Сергеевича Михалкова, помочь. Он пришел с Адабашьяном, и вместе мы смотрели материал 10 часов, не выходя из зала. Решение нашлось довольно быстро: «Пусть сначала героиня бегает за режиссером, чтобы он ее снял, а потом он за ней побежит, когда поймет, что только она должна сыграть главную роль». За полтора дня я закончил фильм. Зритель кинокартину принял на ура. Ее посмотрели то ли 7, то ли 8 миллионов человек.

– А про «Садовника» расскажете?

– Сценарий был написан великолепным драматургом и писателем Валерием Золотухой. Главные роли исполнили два брата: Олег Борисов и Лев Борисов. Душой фильма стала Евгения Смолянинова. Народные песни в ее исполнении до сих пор никого не оставляют равнодушным.

– А как вы пережили перестройку?

– Во-первых, сделали «перестроечный» фильм – «Торможение в небесах». Последний фильм, на который мне дало деньги Госкино. Фильм получил главный приз на Европейском международном кинофестивале в Страсбурге.

Потом стало тяжело. Большое кино рухнуло, и пришло время сериалов. Денег не было, и мы делили одну сигарету на троих. В коридоре «Ленфильма» появился продюсер Александр Капица: «Ребята, не хотите в сериале поучаствовать?» Дома открыл книгу Андрея Кивинова «Ментовские рассказы». Я вчитываюсь – хорошие, живые характеры, похожие на людей, блистательный язык!

Мы увлеклись и стали обдумывать: а как же снять? Я, Рогожкин, Татарский, Сорокин, Бортко. А что было делать? Курить-то хотелось. Сделали первые десять фильмов. Бюджеты были маленькие. Подобрали недорогих актеров, снимали сцены, почти не отходя от студии. Так мы и выживали. А зритель вдруг полюбил этот сериал – «Улицы разбитых фонарей». И смотрит с удовольствием до сих пор.

– Как вы планируете праздновать день рождения?

– Выбрали ресторанчик с дочками. Втроем посидим. Поболтаем, угощу их. Отъехать куда-нибудь в сад хотелось бы. Но у меня студенты. 75 лет пролетели, как пуля у виска. Я пришел сюда на «Ленфильм» в 35 лет.

– Как оцениваете будущих режиссеров? Какое будущее ждет российское кино?

– Мы сделали свое дело. Передаем кинематограф в молодые, надеюсь, не в равнодушные руки. Они сами решат, как жить.