Яндекс.Метрика
  • Августа Орлова

В Петербурге появится свой «Берег Маклая»

Намывную набережную назовут в честь ученого и путешественника

Набережная будет пешеходной 

Новую пешеходную набережную длиной в 2,5 километра, которую прокладывают на намывных территориях Васильевского острова, назовут в честь Николая Николаевича Миклухо-Маклая. Такое решение приняла в июне Топонимическая комиссия Санкт-Петербурга. Прогуляться по ней можно будет уже через пять лет, когда здесь вырастут жилые дома и будет облагорожена территория.

Встречное движение 

Идея сформировать притягательный образ города при взгляде из акватории Финского залива вынашивалась еще с советских времен. Сейчас эта роль отведена намывным территориям, Морская набережная осталась внутри городской застройки.

Непростым стал выбор названия для пешеходной набережной на намывных территориях длиной в 2,5 километра. «Топонимическая комиссия встала в тупик – как завершить этот ансамбль достойным образом, какой может быть топоним для лицевого фасада?» – рассказал «Петербургскому дневнику» член комиссии Андрей Рыжков.

«При взгляде на карту намывных территорий на западной части Васильевского острова, – продолжил он, – видим, что все улицы, которые там проложены или еще только чуть-чуть намечены, имеют названия. В основном они названы в честь наших путешественников и первооткрывателей – Крузенштерна, Лисянского, Головнина, Челюскина – с некоторым вкраплением имен людей искусства, которые тоже имеют отношение к морской тематике, – Виктора Конецкого, Александра Грина, Ивана Айвазовского».

Рассматривались варианты: Ледокольная набережная, Маркизова набережная. В первом случае вариант звучал холодно и узко, во втором – появлялся намек на фольклорное наименование Финского залива – Маркизова лужа. По оценке Андрея Рыжкова, название неудачное не только из-за иронического оттенка, но и из-за бесконечной войны за правильность названий женского рода, которые молва неуклонно переводит в мужской. Например, Замшина улица в Полюстрово, Бармалеева улица на Петроградской стороне. Их упорно именуют «улицей Замшина» и «улицей Бармалеева». «В городе осталось около 30 подобных названий, и добавлять еще одно, а вместе с ним бесконечную войну за правильность произнесения, совсем не хотелось», – пояснил Рыжков. И Топонимическая комиссия отложила вопрос.

Одновременно руководитель Фонда сохранения этнокультурного наследия имени Миклухо-Маклая Николай Миклухо-Маклай – младший искал на карте города подходящий объект, которому можно было бы дать имя своего великого предка, ученого и путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая. «В Топонимической комиссии мне предложили огромное количество маленьких безымянных сквериков. Я походил, погулял. И отложил идею – было непонятно, с какой стати именно этот скверик будет носить имя Миклухо-Маклая?» – рассказал «Петербургскому дневнику» руководитель фонда. Спустя время он остановился на безымянной аллее близ Горного университета. И, заручившись поддержкой ректора вуза Владимира Литвиненко, директоров музеев, общественных деятелей, подал предложение в Топонимическую комиссию.

И тут случился фейерверк эмоций. В сентябре 2020 года два отложенных решения соединились в одном – имя Миклухо-Маклая предложили дать новой пешеходной набережной на намывных территориях. «Я о таком и не мечтал! – признается Николай Миклухо-Маклай – младший. – Трудно было понять, кто больше рад и кто кого спас».

Берег Маклая 

Андрей Рыжков считает, что именно это название тематически очень хорошо подходит к названиям этого района, несет объединяющий позитивный смысл. В том, что это не речная, а именно морская набережная, тоже есть глубокий смысл и некая географическая симметрия. Ведь где-то в далекой Папуа – Новой Гвинее уже есть Берег Маклая. Это тот самый берег, где он высадился, где стояла его хижина, где он изучал папуасов, дружил с ними, составлял словарь их языка.

Сейчас там установлен мемориал. Силами энтузиастов укреплен берег. «Есть смысловая перекличка: набережная Миклухо-Маклая, Берег Маклая. Это такая интересная симметрия, она дает много разных интересных идей и возможностей для организации пространства», – полагает Рыжков.

Николай Миклухо-Маклай – младший считает, что в будущем здесь «можно будет установить памятник или бюст выдающегося ученого, а также проводить образовательно-просветительские мероприятия, популяризировать науку среди молодежи и заинтересованных горожан». Расстояние между двумя берегами Маклая – более 10 тысяч морских миль. 

Точное решение 

Как бы ни развивался сюжет, вариантов, что имя Миклухо-Маклая будет носить какой-то топоним не на Васильевском острове, даже не рассматривался. «Это та часть города, которая помнит Миклухо-Маклая. На Малом проспекте, дом 5, он готовился к экспедициям в Новую Гвинею, оттуда отправлялся в путь, здесь, в Музее антропологии и этнографии РАН (Кунсткамере), хранятся собранные им коллекции, частично он передавал эти предметы музею сам, частично – семья после его смерти. Здесь жила его семья, здесь работает наш фонд», – пояснил Миклухо-Маклай – младший.

Интересно, что новость обрадовала и застройщиков. Квартиры в домах на набережной Миклухо-Маклая, по их мнению, будут хорошо продаваться. Присвоение адресов уже началось, хотя формально решение Топонимической комиссии должно еще утвердить правительство города. Однако ни у кого сомнений нет, что оно будет поддержано и к концу календарного года решение обретет законную силу.

Примиряющая фигура

Интересно и то, что имя ученого сыграло примиряющую роль для сторонников и противников намыва. «Многие из тех, кто выступал против приращения территории города за счет намывных территорий, узнав, что главной набережной, которая первой будет встречать круизные лайнеры, прибывающие в Петербург, дано имя Миклухо-Маклая, смягчились и взглянули на намыв позитивнее», – полагает Андрей Спиридонов, академик РАЕН, почетный работник просвещения РФ.

Закрыть