Зоозащитники опасаются, что запрет на ввоз кормов для животных скажется на здоровье домашних питомцев
Россельхознадзор временно запретил ввоз кормов и консервов для домашних животных от производителей из Германии, Нидерландов, Испании, США, Великобритании, Чехии, Литвы, Канады, Эстонии и Латвии. Это решение принято из-за неудовлетворительных результатов инспекции, проведенной специалистами Россельхознадзора.
Запрет вызвал серьезные опасения со стороны приютов для животных, производителей кормов и зоомагазинов. Это связано с тем, что под запрет попали и специальные лечебные, диетические корма без отечественных аналогов, которые жизненно необходимы многим животным.
«В Петербурге приюты для животных, как правило, не варят каши, животных кормят сухими кормами. Корма есть ежедневные и лечебные. В приютах немало животных, которым требуются специальные корма. Если они не будут поступать на рынок, животных придется перевести на ежедневные корма, что сократит жизнь этих животных, потому что им требуется особое питание, – рассказала руководитель национальной ассоциации организаций помощи животным «Мы вместе» Татьяна Шеина. – И это проблема не только приютов или питомников, она может затронуть многих владельцев домашних животных, чьим питомцам тоже требуются специальные корма».
Зоозащитник, владелец племенного питомника по разведению восточно-европейских овчарок «Северная застава» Наталья Ильина отметила, что зообизнес самый молодой в России, ему всего 20 лет. Для сравнения европейскому зообизнесу около 120 лет. Отечественные производители кормов пока не могут удовлетворить потребности отрасли. По ее словам, введенный Россельхознадзором запрет ударит по зоомагазинам, российским заводам, производящим корма для животных, животным и их хозяевам.
«Аминокислоты, определенные добавки, специальные корма не производятся в России. А поскольку поставки обрубили, как гильотиной, у наших производителей нет времени, чтобы нарастить мощность и технологии, для этого требуется как минимум 5-6 лет. Не стоит забывать, что корма для собак и кошек не имеют ничего общего с кормами для сельхозживотных, тут непросто ввести импортозамещение», – говорит Наталья Ильина.
Она напомнила, что домашних животных рекомендуют стерилизовать и люди прислушиваются к этому. Так, около 90 процентов домашних кошек стерилизованы. Между тем в России не производятся корма для стерилизованных кошек и животных с мочекаменной болезнью.
«Существуют специальные корма, например, для длинношерстных кошек. Скажем, кошки ангорской или персидской породы. В природе такие животные не выжили бы. Любая кошка вылизывает свою шерсть. У таких пород шерсть забивает пищевод и желудок. Но есть корма, которые комкуют шерсть в желудке и выводят ее через кишечник. Но у нас они пока не производятся, без поставок эти корма просто исчезнут», – продолжает Ильина.
Она также обратила внимание, что зообизнес – это большая отрасль, где занято множество людей, высокий оборот рынка, при этом в основном это так называемый малый бизнес. В выручке зоомагазинов корма составляют почти 80 процентов выручки. Сейчас многие магазины могут просто разориться. В целом по стране в зообизнесе работает около пяти миллионов человек, которые могут потерять работу.
«Временный запрет, который ранее был наложен на Нидерланды, длится уже год, поэтому невозможно сказать, что получится сейчас. Имеющихся запасов кормов, сейчас хватит максимум на месяц, – подчеркивает Наталья Ильина. – Малый зообизнес выжил в первую волну пандемии только благодаря правительству РФ, которое признало зоомагазины социально значимыми и разрешило работать, когда все закрывали. Сейчас для поставки необходимого для кормов остались открытыми три страны, Италия, Бельгия и Франция, если закроют и их, проблема станет совершенно нерешаемой».