Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Проклятие Тамерлана: дух войны из древней гробницы

Начало самой страшной войны в истории России было окружено ореолом легенд, одной из которых стала легенда о проклятии гробницы Тамерлана. Специалисты объяснили, какие цели на самом деле преследовала экспедиция, и развеяли связанные с ней мифы

Есть общеизвестный факт: гробницу вскрыли в период с 19 по 22 июня 1941 года. Есть слух о надписи внутри надгробия: «Когда я встану, весь мир содрогнется». Слух не подтвердился, но страшная легенда ушла в народ.

ЗАПАХ КАМФАРЫ

Как рассказали «Петербургскому дневнику» специалисты, Тамерлан (Тимур) прославился как один из самых жестоких военачальников Средневековья, строитель империи Тимуридов, простиравшейся от Дели до Средиземного моря, победитель Золотой Орды и Османского государства, покровитель наук, особенно мусульманской системы права. Свою гробницу Гур-Эмир он приказал построить за год до смерти, в 1404 году. Предметы интерьера неоднократно выламывались и вывозились в разные города и страны (например, плита с мозаичной надписью, проделав путь от Самарканда до Берлина, вернулась в Советский Союз и осталась в Эрмитаже).

Но само захоронение находилось в полном порядке. При вскрытии исследователи отметили запах камфары и поднявшееся над гробницей облачко пара, что также подогрело слух о «духе Тамерлана».

ПЕРЕВЕЛ ОПЕРАТОР

Могила начала XV века давно привлекала внимание ученых, но, по одной из версий, вскрывать ее пришлось из-за форс-мажора: в Самарканде начали строить гостиницу «Интурист», воды из перекрытого арыка просочились в гробницу, и захоронение требовалось срочно спасать. Экспедиция, собранная из специалистов различных областей, должна была не только обезопасить останки, но и установить, действительно ли они принадлежат Тимуру, а также определить подробности похоронных ритуалов. Экспедицию возглавил ленинградский ученый-антрополог Михаил Герасимов. Были в ней и другие ленинградцы, в частности, археолог Михаил Массон.

Надписи про то, что «мир дрогнет», а «нарушивших покой постигнет кара», попали на кадры кинохроники, но перевели их не ученые, а оператор. Позже стало известно, что письмена на самом деле перечисляли предков Тамерлана.

ОБЫЧНОЕ СОВПАДЕНИЕ

Директор Петербургского музея исламской культуры Ефим Резван считает, что легенда о духе Тамерлана почти наверняка возникла уже после войны. Этому способствовал поистине гигантский масштаб жертв и разрушений, который не укладывался в сознании людей. Ученый также пояснил, что в ХХ веке антропологи работали очень активно. Во-первых, изыскания поощряло государство, а во-вторых, религиозные институты не могли запретить вскрывать могилы святых и правителей.

«Таких проектов было много, и то, что один из них совпал с началом войны, это, конечно же, случайность. Никто не обратил бы на это внимания, начнись война годом раньше или позже», – резюмирует Ефим Резван.

По словам эксперта, создание скульптурного портрета Тамерлана было лишь одной из задач научной группы. Ученые тщательно изучили костные останки и сопоставили повреждения с сообщениями о ранах, перечисленных в жизнеописаниях полководца. Подтвердились хромота, сухорукость, отсутствие двух пальцев, даже рыжая борода. Тем самым была установлена достоверность этой группы письменных источников в целом.

ТАКОЙ ВОТ ПРАГМАТИЗМ

Добавим, что Тамерлана сейчас очень почитают в Узбекистане: местные жители шутят, что его культ заменил советский культ Ленина. Археолог и искусствовед Тигран Мкртычев рассказал «Петербургскому дневнику», что некоторые детали биографии военачальника действительно стали апокрифами (неканоническими религиозными произведениями. – Ред.). Это, например, рассказы о его жестокости в детстве, о страшном белом лице.

«Тамерлан не проявлял в детстве особых лидерских качеств, – говорит ученый. – И, когда вырос, был обычным полководцем средней руки, пока не женился на представительнице династии Чингизидов».

В местах, где Тимур прошел огнем и мечом, памятны истории о башнях из человеческих голов. Но, как объясняет Тигран Мкртычев, правители того времени отличались особой прагматичностью, и, если им не нужны были пленные, их (вернее, их гибель) использовали для эффективных акций устрашения.