Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Установить правила онлайн-игры: как в Петербурге меняется дистанционное образование

Ведущие российские вузы в первые дни пандемии выложили в открытый доступ свои онлайн-курсы, тем самым подчеркнув тезис: было бы желание, а возможность учиться, хоть офлайн, хоть онлайн, найдется
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Онлайн-учебу в начале пандемии коронавируса не ругал только ленивый: в первый день карантина сайты для «дистанта» зависли, а в виртуальные школьные классы порой врывались «посторонние», которые мешали вести урок, будто непоседливый пятиклассник. Как вирус изменил дистанционное образование, и заменят ли бумажные учебники виртуальными – узнавал «Петербургский дневник».

ПЛАТФОРМА В ПОМОЩЬ

Ведущие российские вузы в первые дни пандемии выложили в открытый доступ свои онлайн-курсы, тем самым подчеркнув тезис: было бы желание, а возможность учиться, хоть офлайн, хоть онлайн, найдется. Среди них были СПбГУ, Политехнический университет Петра Великого.

«Мы уже оказались в этом мире — мире дистанционных технологий. Когда стабилизируется эпидемиологическая обстановка, очевидно, что этот цифровой опыт останется с нами. Я очень надеюсь, что для большинства он не будет разрушительным: появятся новые навыки, способы коммуникации и идеи. И, опираясь на них, мы вместе будем строить мир, который останется реальным, но будет иметь серьезную цифровую оболочку», — сказала директор Института педагогики СПбГУ профессор Елена Казакова.

В первые карантинные дни на помощь школьным учителям пришли онлайн-платформы: кто-то предпочитал общение с учениками только в социальных сетях и мессенджерах, кто-то из педагогов отправлялся с учениками на сервисы, подобные онлайн-учебнику, например, «Учи.ру» или «Яндекс. Учебник».

«Петербург вошел в число лидеров пользователей «Яндекс. Учебником», - рассказал руководитель региональных образовательных проектов проекта Артем Корзеев. - Самым популярным направлением стала начальная школа, поскольку мы начинали как сервис для начальной школы»
Сейчас школы Санкт-Петербурга активно участвуют в новом проекте – «Информатика в Яндекс.Учебнике». Это курс предмета для 7 класса. Программа включает в себя теоретические материалы, конспекты и практические задания с автопроверкой. Во время курса школьники изучают основы работы с информацией, устройство компьютера, принципы обработки графической и текстовой информации. Он помогает подготовиться и успешно сдать основной государственный экзамен (ОГЭ).

«Основная ценность проекта – это практикоориентированность. Мы уже с 7 класса обучаем детей программировать на языке Python. Курс создан не только с учетом и опорой на соответствующие стандарты основного общего образования, но и на основе практики реальных разработчиков, которые работают в «Яндексе». Так мы объединили теорию и практику. Петербург вошел в апробацию этого проекта, поскольку мы учитывали желание школ и педагогов попробовать что-то новое, город может похвастаться достаточно заинтересованными учителями и учениками», - объясняет Артем Корзеев.

По словам нашего собеседника, основная цель платформы – стать хорошим подспорьем для педагога в его повседневной работе, как дистанционной, так и обычной.

«Важно не перепутать: дистанционное образование – это дистанционное образование, а цифровое – это цифровое. У них есть множество пересекающихся и не совпадающих элементов. «Яндекс. Учебник» скорее про цифровое образование, хотя нас можно использовать в дистанте. Вектор на цифровизацию образования был взят уже давно, а коронавирус стал драйвером, который его подтолкнул вперед. «Яндекс. Учебник» будет усиливать то, что у него уже есть, мы будем стараться стать повседневным помощником педагога, сервисом, который решает задачи учителей ежедневно, тем самым облегчая ему жизнь. Мы будем придумывать новые фитчи, нам нужно добавлять новые предметы, сделать олимпиады», - рассказал Артем Корзеев.

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА

Один из главных вопросов, который предстояло решить учебным заведениям, это как и в какой онлайн-системе оставаться. Так, работу президентского физико-математический лицей № 239 поддерживала система eschool.center: это своеобразная электронная школа, включающая в себя электронный дневник и журнал.

«По расписанию вели уроки в Zoom, - рассказал директор лицея Максим Пратусевич. – Благодаря тому, что у нас была информационная система, которая это поддерживала, все эти видеотрансляции были внутри нас. Мы не носились между разными платформами, а были на одной. Плюс эта платформа обеспечивала обмен заданиями, выполненными и проверенными с возможностью написать комментарий».

Пратусевич подчеркивает, что лицей стал первым ее пользователем в городе. Сейчас система расширилась – к ней подключились еще 20 петербургских школ и учебные заведения других регионов.

«Кончено, была проблема с практическими занятиями, которые пришлось подвинуть. Когда мы вышли в офлайн, мы их наверстали. Одному могу сказать: дистанционное обучение не заменит очное, но, останется выручалочкой в подобных ситуациях. Кстати, нас полюбили проводить онлайн родительские собрания, это очень удобно», - добавил директор.

ЗАПИСАТЬ ОНЛАЙН-УРОК

Преподаватель французского языка гимназии №171 Центрального района Марина Зезкова отмечает, что преподает предмет редкий. Найти учебные разработки для дистанционных занятий на русскоязычных площадках ей и коллегам было не просто. Поэтому в карантинный период педагоги-лингвисты пользовались иноязычными ресурсами, а в этом году, навострившись, стали записывать онлайн-уроки для учеников смешанной формы обучения – те, кто по каким-то причинам не вернулся в живую школу.

«На городской дистанционной площадке, конечно, были материалы, но это был базовый уровень. Наша гимназия двуязычная и идет углублённый уровень изучения языка. Я включала в дистанционные уроки элементы иноязычных платформ: для уроков французского существует огромное количество французских сайтов, которые называются «Французский как иностранный язык». Они были известны нам и раньше, но в пандемию стали активно пользоваться. Если говорить об этом учебном годе, практически все учителя французского языка записывали онлайн-уроки для тех, кто был на смешанной форме обучения с ноября по конец года. Такие уроки шли с 5 по 11 класс на различные темы», - отметил педагог.

Марина Зезкова уверена: ключ к эффективному онлайн уроку – понятные для всех участнкиов процесса правила. «Сначала мы начинали в Zoom и Skype, а потом перешли на рекомендованную правительством города Коммуникационную платформу Комитета по образованию (ВКС). Самое главное в этом вопросе: согласовать «правила игры» с родителями и учениками. У ребенка должна быть включена камера, микрофон. Ты разговариваешь не с черным экраном или самим собой, а с живым ребенком. Те дети, которые не хотят ничего делать, не будут этого делать как офлайн, так и онлайн. А для ребят с хорошей учебной мотивацией онлайн – это прекрасная возможность не нагружаться учебниками, а всегда быть включенным в процесс развития и познания предмета».