Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Сохранить историю и передать опыт: как молодые реставраторы учатся профессии в Китайском дворце

Выпускники-реставраторы университетов и колледжей участвуют в социальном проекте «Друзья Петербурга», который дает возможность попробовать себя в профессии
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Сегодня государственный музей-заповедник «Петергоф» представил итоги 10-летней масштабной работы в Ораниенбауме – два отреставрированных зала Китайского дворца. Вместе с министром культуры Ольгой Любимовой и председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллеров «Петербургский дневник» прогулялся по Китайскому дворцу и заглянул к реставраторам и их юным подмастерьям.

ЖДАЛИ ГОСТЕЙ 10 ЛЕТ

Китайский дворец, построенный в середине XVIII века, был личной резиденцией Екатерины II. Сегодня для гостей открыли Штукатурные покои, также известные как Сиреневая гостиная. Она практически полностью сохранила историческую отделку. В этих интерьерах отдыхали и вели светские беседы приближенные к императрице. В Малом китайском кабинете можно встретить шелка, расписанные растительными узорами и сценками из китайской жизни. А паркет кабинета из ценных пород сохранил художественный набор XVIII века.

Реставрация интерьеров Китайского дворца началась в 2009 году при поддержке «Газпрома». Теперь гости смогут увидеть 12 из 17 парадных залов дворца, которые были закрыты на 10 лет.

«Скажу вам по секрету: Ольга Борисовна Любимова в Ораниенбауме в первый раз, – рассказала журналистам директор музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая. – А Алексей Борисович был здесь не раз и знает каждый шаг и каждый дворец. Мы все безгранично благодарны за то, что Ораниенбаум наконец передан нам и мы выступаем в качестве заказчика работ, а все трудности остались позади. Мы обязуемся завершить их к середине 2023 года».

Глава Минкультуры Ольга Любимова похвалила работу реставраторов, отметив, что они проделали титанические усилия по восстановлению исторического объекта.

«Это огромный труд, и точно так же, как наши реставраторы возрождают, казалось бы то, что уже невозможно возродить, и то, что утрачено навсегда, нам предстоит возродить ту самую школу, которая претерпевала очень много испытаний. Хотелось бы, чтобы приходили новые специалисты, а те люди, которые сохранили эту школу, передали им опыт», – заметила Любимова.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» стал единственной резиденцией, которая уцелела в годы Великой Отечественной войны. После войны залы и парадные Китайского дворца постепенно ветшали: реставраторы направили основные усилия на восстановление Петергофа, разрушенного во время войны. Полный комплекс уже современных реставрационных работ во дворце хотят завершить не позже 2024 года.

«Сегодня абсолютно точно говорим, что мы выходим на финишную прямую. Первоначально в планах был 2024 год, но Елена Яковлевна сказала, что реставраторы работают с опережением сроков. Для «Газпрома» большая гордость принимать участие в восстановлении одной из главных жемчужин историко-культурного наследия столицы Российской империи – Петербурга. И мы с вами знаем ответ на вопрос, зачем мы это делаем. Мы это делаем для нынешних и будущих поколений, потому что знание своей исторической памяти без сохранения своего культурного самосознания невозможно», – подчеркнул председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер.

ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЕЙ

В 2020 году «Газпром» при поддержке Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры запустил проект «Друзья Петербурга». С помощью него студенты, выпускники и молодые специалисты-реставраторы знакомятся с тонкостями профессии на деле. В прошлом году мастер-классы прошли в государственных музеях-заповедниках «Петергоф», «Царское Село», в Русском музее и на линкоре «Полтава». Среди участников проекта – СПбГУ, Академия художеств, СПГХПА им. А. Л. Штиглица.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

«Проект очень важен, его цель – сохранение  и материального наследия, и, что не менее важно, наследия нематериального в виде труда реставраторов. Мы показываем закулисье реставрационного мира для того, чтобы молодые будущие реставраторы и люди, интересующиеся этой профессией, могли посмотреть, что же такое труд реставратора. Это ознакомление и с объектами, и с традиционными и новыми технологиями – все это направлено на то, чтобы привить любовь к наследию, а без любви к прошлому будущего для человека нет», – заметил глава профильного комитета Сергей Макаров.

По словам главы комитета, профессия реставратора в последние годы получила новую жизнь.

«С удовлетворением отмечаем, что ребят в профессии остается все больше и больше. Это значит, что профессия в Петербурге жива, она будет жить. Ленинградская реставрационная школа, о важности которой мы все знаем, будет продолжаться, а ее традиции будут передавать из поколения в поколение», – добавил Сергей Макаров.

Сегодня прошел еще один мастер-класс, на котором молодые реставраторы подробнее узнали о процессе золочения – покрытии интерьеров дворца сусальным золотом, толщиной четыре микрона и весом в 1,4 грамма.

«Ребята пока только будущие реставраторы, поэтому мы сейчас знакомим их азами профессии и показываем, как они могут работать с тем же сусальным золотом. Мы можем показать, как это происходит, объясняем технологию. Мы очень рады развитию этого, готовы принимать ребят и открыть для них мастерские. Это наше будущее и наша смена. Со своей стороны, самое интересное, что части ребят мы уже предложили производственную практику в наших мастерских», – рассказал директор Петербургской реставрационной компании Михаил Ботаковский.

«Я осталась очень довольна, поскольку открыла для себя новый мир реставрации, – отметила в беседе с «ПД» выпускница Санкт-Петербургского государственного института культуры Ольга Маликова. – Впервые попробовала позолоту, обучение длилось несколько часов: вводная часть, нам рассказали историю, теорию реставрации, после чего была практическая часть, где нам продемонстрировали работу и дали попробовать».

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»
Закрыть