Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

«Двухколесная скорая»: как в Петербурге медики работают на сегвеях

Обеспечение экстренной медицинской помощью гостей спортивных состязаний – международные требования. Но скорая помощь на сегвеях – петербургский бренд всех последних чемпионатов
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Фельдшер подстанции №9 Городской станции скорой медицинской помощи Дмитрий Лукашенко – не только лучший фельдшер города по итогам 2021 года, отличник здравоохранения и специалист высшей категории. Он еще и невероятно скорый в самом прямом смысле слова – он рассекает зону «последнего километра» на сегвее с красными крестами.

Двухколесная скорая

«Последним километром» называют периметр, непосредственно примыкающий к спортивному сооружению, где проходят состязания. В Петербурге «последний километр» опоясывает «Зенит Арену» и разделен на участки. Там пешеходная зона, поэтому туда может подъехать только специальный транспорт, который, в свою очередь, вызывают представители специальных служб. В нашем случае – медики, курирующие свои сектора пешком или на мобильных средствах передвижения. В Москве, например, на велосипедах, а у нас – на сегвеях.

Один из таких мобильных специалистов – Дмитрий Лукашенко. Он так дежурил и на Кубке конфедераций, и на чемпионате мира по футболу, и на нынешнем чемпионате Европы.

«Я на скорой помощи с 2007 года, пришел сюда сознательно сразу после окончания Санкт-Петербургского медико-технического колледжа. Шел, понимая, что наша служба – первичное звено между пациентом и стационаром и от наших действий многое зависит», – рассказывает улыбчивый Дмитрий.

На «последнем километре» он работает в дни матчей, в обычные дни дежурит на своей линейной 9-й подстанции вот уже 14 лет. Говорит, что не был удивлен, когда предложили здесь работать и встать на сегвей. Сначала падал, конечно, лечил сам себя.

«Вообще, штука довольно простая в управлении. Сложно только по 3 часа подряд на ней ездить, ноги затекают. Поэтому, видимо, девушек сюда не берут», – рассказывает Дмитрий.

Дежурство медика тут длится 11 часов. Дмитрию Лукашенко это нравится: свежий воздух, интересные персонажи около стадиона. Реагируют на мобильную скорую помощь хорошо: просят сфотографироваться вместе, улыбаются. Хотя сначала некоторые принимали медиков за волонтеров или полицейских.

Впервые медиков специально обучали в Москве, как работать в зоне «последнего километра». Затем по цепочке те учили коллег. Наши встали впервые на сегвеи на Кубке конфедераций. Всего с Городской станции скорой помощи около стадиона дежурят 200 человек: врачи, в том числе анестезиологи-реаниматологи, фельдшеры внутри стадиона и здесь, на территории парка.

Ноги, руки, голова

Задача медиков на сегвеях – их около стадиона дежурят 10 человек – как можно быстрее попасть к пострадавшему, разобраться, смогут ли сами помочь или нужна помощь более квалифицированная. Если своими силами не справиться, вызывают дежурящую неподалеку бригаду, и уже карета скорой оказывает экстренную помощь больному. За каждой дежурной машиной закреплен один фельдшер или врач на сегвее и один пеший. Благодаря такой координации медпомощь должна подоспеть максимум на 3 минуты, но на деле получается всего за 1-1,5 минуты.

Основные обращения – скачки артериального давления, особенно у тех, кто прилетел издалека и начал «болеть за наших» еще в самолете, небольшие травмы. Серьезных не очень много, но обращаются постоянно. Хотя был и серьезный открытый перелом со смещением, за 1,5 минуты человек был доставлен в машину, пациенту оказали экстренную помощь и доставили в стационар, он прооперирован. А вот последствий драк, столкновений нет. Медики смеются, что полиция отлично работает.

И, оказывается, долгий путь от ближайших станций метро к стадиону – тоже неспроста. Это сделано во избежание давки и для недопущения пересечения потоков. К санэпидмерам отношение вообще сейчас особо трепетное: к каждому пациенту относятся более настороженно, общаются обязательно в масках и перчатках.

В двух багажниках с красными крестами, укрепленных на сегвеях, – мягкие носилки, перевязочный материал, маски, дождевик, тонометр, очки, нашатырь, перекись водорода, шины, тонометр взрослый и детский: словом, все, чтобы оказать первую помощь. В машинах скорой – полные комплекты «больших» СИЗов, каждому пациенту обязательно измеряют температуру и буквально заливают салон антисептиками.

Я волнуюсь, что во время таких дежурств улицы мегаполиса остаются без машин Городской станции скорой помощи. Утешает координатор медицинского обеспечения «последнего километра», в обычной жизни – начальник оперативного отдела территориального центра медицины катастроф Владислав Гребенников. «Это резервные машины и дополнительные бригады, город пустой не остается. Экстренная помощь может понадобиться на любом этапе. Вот уже сейчас, за 2 часа до начала матча, у нас уже три человека в машинах», – говорит доктор.


Закрыть