Новое наказание для пьяных водителей-рецидивистов разделило экспертов на два лагеря
В июне Государственная дума РФ приняла в третьем чтении закон, усиливающий наказание по 264.1 статье Уголовного кодекса. Статья карает за пьяное вождение – но не всех, а тех, кто уже попадался пьяным или был осужден за совершение аварии в нетрезвом виде. Такое наказание появилось в кодексе 6 лет назад, но депутаты считают, что действующие санкции – от штрафа в 200 тысяч рублей до двухлетнего заключения – слишком мягкие. Они предлагают поднять нижнюю планку наказания до штрафа в 500 тысяч, а верхнюю – сроком до трех лет.
Уточним, что пьяные водители с «чистой» биографией по-прежнему будут наказываться в административном порядке: штрафом и лишением прав. Статья карает только тех, кто уже был лишен прав за пьяную езду, но продолжал ездить, либо тех, кто отбыл уголовное наказание за пьяное ДТП с тяжелыми последствиями, но урок ему на пользу не пошел.
По статистике управления ГИБДД, в 2020 году в Ленинградской области зарегистрировано 383 ДТП, совершенных в состоянии опьянения. В Петербурге – 392, причем рост по сравнению с 2019 годом составил почти 10 процентов. Напомним, что первую половину года дороги пустовали из-за карантина. В области погибло 107 человек, а в городе – 55.
Всего в России в прошлом году зарегистрировано более четырех тысяч погибших в результате пьяных аварий – четвертая часть от общего числа жертв.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что усиление ответственности для «пьяных водителей» уменьшит число аварий на дорогах и количество погибших.
Заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов, в свою очередь, убежден в том, что злостные нарушители все равно не сделают из него правильных выводов.
«Если и так уже была статья в Уголовном кодексе, если водителя не пугает сам факт получения судимости, пусть и с условным сроком, то что ему до этого ужесточения? – рассуждает эксперт. – Это неадекватные люди. Они прочитают в новостях, что наказание ужесточено, и последствия будут такими: пьяные водители будут чаще убегать от полиции, возможно, совершая новые ДТП. Такие люди начинают бояться ответственности только в тот момент, когда видят, что она неминуема».
Сайт «ГАС-Правосудие» извещает, что в 2015-2021 годах в Петербурге вынесено триста приговоров по статье 264.1. Довольно часто суды приговаривают к обязательным работам.
А вот адвокат бюро «Гарнин и партнеры» (бюро специализируется по делам, связанным с ДТП) Николай Конин заявил, что одобряет поправки.
«За годы работы мне доводилось защищать людей по обеим сторонам: и тех, кто совершил ДТП, и тех, кто пострадал. Я не буду обсуждать этих людей, но хочу обратить внимание на то, что преступление статьи 264.1 совершается человеком осознанно. Это не случайная авария из-за того, что не вписался в поворот, это сознательное решение взрослого человека: выпить и сесть за руль, уже зная, что возможны последствия. Если нужна сдерживающая мера, чтобы обезопасить и пешеходов, и добропорядочных автомобилистов – пусть она будет такой, если уж обычные воспитательные меры не срабатывают. Хуже всего, что обычно эта статья идет в «букете» с другими, то есть срабатывает, когда виновник уже попался на очередном ДТП. Случаи, когда пьяного «рецидивиста» просто остановил патруль, единичны».
Адвокат также отметил, что суды приговаривают виновных к разным сроками реже всего – к штрафу, ибо, заплатив штраф, виновник уже через год гасит судимость и выбрасывает эту историю из головы.
«Колония-поселение или даже общественные работы – хорошая воспитательная мера, – резюмирует юрист. – А еще было бы логично конфисковать автомобиль».