Город и электросамокаты «поехали» по пути диалога
Сегодня утром стало известно, что шесть сервисов по прокату электросамокатов приостановили работу в Петербурге. Сами компании в разговоре с «Петербургским дневником» отметили, что это связано с новыми ограничениями скорости для электросамокатов. Кикшеринги ждут, когда правила официально опубликуют, и обещают вернуться к работе. Ряд экспертов высказались, что сейчас сервисы закрыты из-за проверок следователей.
САМОКАТЫ ПОКИНУЛИ ГОРОД УТРОМ
Комитет по транспорту заявил, что максимальную скорость движения электросамокатов на центральных улицах Петербурга ограничат до 10 километров в час. Совещание рабочей группы с участием представителей кикшеринговых сервисов прошло вчера в Смольном.
Теперь прокатиться с ветерком на электросамокате не получится на Невском проспекте, площади Восстания, частично на улице Марата, Лиговском проспекте, Большом проспекте Петроградской стороны, Каменноостровском проспекте, Кронверкском проспекте, набережной реки Мойки, Гороховой улице, Большой Конюшенной и Малой Конюшенной улицах, Малой Морской, Большой Морской улицах и в Кирпичном переулке.
Однако уже утром самокаты стали исчезать с карт сервисов. Сервис кикшеринга Whoosh заявил, что приостанавливает работу до подписания соглашения с городом. «Безопасность всех участников движения является приоритетом для нас. Мы приняли решение приостановить работу сервиса в Санкт-Петербурге, чтобы урегулировать и согласовать все вопросы, касающиеся работы сервисов кикшеринга в Санкт-Петербурге, включая зоны ограничения скорости, зоны запрета движения, с администрацией города», – заявил основатель Whoosh Дмитрий Чуйко. По его словам, новые правила должны быть направлены на обеспечение безопасности и удобства всех участников движения, включая пешеходов, автомобилистов. Сервис планирует согласовать работу с городской администрацией и вернуть самокаты на улицы города.
Также поступит сервис Eleven. «Мы вынуждены были собрать все самокаты с улиц и временно приостановить работу сервиса в Санкт-Петербурге. Это связано с тем, что сейчас пересматриваются правила работы самокатных шерингов в городе. Пока новые правила не будут обнародованы и приняты, мы не возобновим работу. Задача новых правил – найти компромисс между всеми участниками процесса, чтобы сделать сервис более безопасным для пользователей и поддержать порядок на улицах Санкт-Петербурга, при этом сохранив возможность и дальше развивать этот современный и экологичный вид транспорта», – отметили в компании.
ПРОВЕРКА СЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Организатор одного из сервисов, который временно приостановил бизнес, объяснил «ПД», что пока не дает комментарии по ситуации. В беседе с корреспондентом нашего издания он высказал мнение, что его коллеги приостановили работу в связи со следственными действиями. Якобы самокаты изымают в рамках возбуждения уголовного дела по статье «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». В СК эту информацию нашему изданию пока не прокомментировали.
«Приостановка моей работы не связана с той негативной динамикой, которая происходит в остальных компаниях. Со мной сейчас никакие следственные действия не происходят. Дело в том, что у моих коллег, я слышал, сейчас проходят какие-то следственные действия. Не могу их прокомментировать, сами понимаете, поскольку не осведомлен в полном объеме. Еще не было совещания рабочей группы по кикшерингам в связи с тем соглашением, которое мы собираемся подписывать. Я сейчас как раз хочу пообщаться с коллегами по поводу этого соглашения, ознакомиться с его текстом, чтобы понимать предмет диалога», – отметил индивидуальный предприниматель.
На сайте СК России по Санкт-Петербургу тем временем сообщается, что в городе «участились случаи агрессивного вождения электросамокатов», в результате которых пострадали пешеходы, в том числе и дети. Так, 4 июня полиция задержала в Петербурге самокатчика, который сбил на Искровском проспекте пятилетнюю девочку. Ребенок попал в реанимацию детской больницы имени Раухфуса.
ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЕ МЕРЫ
«Я так понимаю, что это все-таки репрессивные меры со стороны Следственного комитета, – заявил в беседе с «Петербургским дневником» организатор движения городских самокатов Let’s Kick Александр Нилов. – Я разные заявления от компаний видел, но давайте вспомним ситуацию, что, когда прошли первые обыски, кикшеринговые компании от них открещивались и говорили, что у них ничего не происходит. Потом они признали, что обыски были. Я склонен думать, что это не бойкот городу. Глава Следственного комитета поручил разобраться с сервисами и проверить их после того, как на Невском сбили человека (речь идет о нападении на писателя Валерия Айрапетяна. – Ред.). Причем следователи пришли в сервисы с проверкой с целью найти доказательства по статье об оказании услуг, не соответствующих требованиям безопасности. Это такая «классическая формулировка», по обыкновению, применяется по отношению к тем, кто этой услугой пользуется. Например, под вами сломался самокат – кто виноват? Очевидно, вы или сервис. Но если мы исключаем вашу вину, то, скорее всего, сервис проката не обеспечил достойное обслуживание транспорта и вы пострадали. В таком случае вы действительно имеете полное право говорить о том, что безопасность поездки была не обеспечена. Однако если вы, используя самокат, избили человека, причем здесь шеринговые компании? С таким же успехом можно сказать, что производители автомобилей виноваты в том, что на машинах совершаются преступления и надо срочно всех закрывать», – выразил свое мнение Александр Нилов.
Новые ограничения скорости он назвал целесообразными – впереди летний сезон и туристы, которые заполнят весь центр города.
«История была такой: встретились представители городских властей и шеринговых компаний, было обсуждение, по результатам которого были приняты некоторые договоренности. Там была просто договоренность, что в некоторых зонах города скорость будет снижена. В принципе, все очень логично, естественно, давайте говорить правду: 15 километров в час на том же Невском проспекте, где полным-полно людей и где хотя туристы, это разумный максимум – больше уж точно не нужно ездить в толпе людей», – заметил эксперт.
НЕ ТОЛЬКО САМОКАТЫ, НО И МАШИНЫ
Аналитик движения «Транспорт и горожане» Арсений Афиногенов подчеркнул в беседе с «Петербургским дневником», что происшествия с участием самокатов надо снижать, но не силой.
«Когда силовики приходят и за одну ночь буквально все запрещают и громят эти электросамокатные сервисы, ни о какой цивилизованной дискуссии речь идти не может, – заявил наш собеседник. – Конечно же, есть проблема с тем, что самокаты ездят по тротуарам и иногда кого-то сбивают, эту проблему надо решать, но не такими запретительными методами. Сейчас мы пришли к тому, что в центре города вообще не работают сервисы кикшеринга…»
По его словам, изменения нужны не только в сфере кикшеринга, но и в автомобильном движении. И здесь можно позаимствовать опыт других стран.
«Я бы начал не с электросамокатов, а с автомобилей. Опыт других стран говорит о 30-40 километрах в час, у нас – 80 километров в час рядом с улицами, где ходят люди. Этим почему-то никто не занимается. Думать надо и о самокатах, и о машинах, но первое пока волнует больше. Даже если самокат вас собьет, летальный исход маловероятен. В случае, если на вас несется автомобиль со скоростью 80 километров в час, у вас шансов нет», – подытожил эксперт.