Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Врач НИИ скорой помощи предупредил, что тепловой удар может быть даже при плюс 22

Заведующий отделом неотложной кардиологии и ревматологии НИИ скорой помощи им. Джанелидзе Виктор Костенко предупреждает, что получить тепловой удар с печальным исходом можно даже в нашем северном климате. В группе риска – дети, пожилые и перенесшие инфекционные заболевания
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

«Даже не в очень сильную жару, как сегодня, например, угроза теплого удара существует. Нарушение терморегуляции, перегрев организма – ситуация, опасная для жизни», – сказал врач Виктор Костенко «Петербургскому дневнику».

Он уточнил несколько моментов, которые надо обязательно иметь в виду.

«Есть несколько категорий людей, которые наиболее чувствительны к повышению температуры воздуха. Это маленькие дети до 2 лет, у которых терморегуляция еще не задействована, а также пожилые люди старше 70 лет, у которых уже нарушена терморегуляция. Многие видели, как вроде бы в жару пожилые кутаются в теплые вещи, – это следствие нарушенной терморегуляции», – отметил он.

Доктор говорит, что на самом деле перегрев опасен и недооценивать его нельзя.

«Он может проявляться тошнотой, одышкой, температурой вплоть до судорог и потери сознания, нарушением стула – это следствие общего перегрева и отека головного мозга с вероятностью смертельного исхода. Как правило, конечно, это происходит чаще при большом перегреве, но случаются разные ситуации, когда риск увеличивается даже для здоровых и тренированных. Несколько лет назад на футбольном матче в Казани футболист «Рубина» при 38 градусах получил настоящий тепловой удар прямо на поле. Еле спасли», – вспоминает Виктор Костенко.

Доктор говорит, что в зоне риска – люди с заболеваниями щитовидки, потому что при определенных заболеваниях щитовидной железы наступает ее гиперфункция, средняя температура организма повышается, и если это подогревается внешними факторами, то они усугубляют картину. В группе риска также люди с большой массой тела, потому что жир – хороший термоизолятор. Третьи в группе риска – люди, ослабленные после заболевания, в том числе после того же COVID-19, потому что люди со сниженным иммунитетом имеют риск перегревания.

«Категорически не нужно длительное пребывание на прямом солнце даже в относительно нежаркий день – лучше уйти в тень. Тяжелый физический труд также создает дополнительную опасность, поэтому в жару лучше не сажать картошку два часа подряд. В баню тоже лучше не ходить, лучше принять прохладный душ. Что еще важно – важно пить в день взрослому человеку не менее 2 литров воды, причем не горячие напитки. Мы знаем, что в Средней Азии пьют горячий чай на жаре, но северянам лучше так не делать, мы к этому не готовы», – говорит Виктор Костенко.

Доктор обращает внимание на правильную одежду из натуральных пористых тканей (хлопок, лен) – она не должна быть очень плотной и облегающей. Если человек находится дома, то полезно использовать увлажнители воздуха, особенно если нет дождей. Хорошо периодически протирать кожу хотя бы влажными салфетками.

Существует также ряд лекарственных средств, которые могут снизить потоотделение, например, это препараты, содержащие атропин (противоаллергические препараты, некоторые антидепрессанты).

«Ну и, наверное, следует сказать о первых проявлениях при обезвоживании. Это различные неврологические симптомы, двоение в глазах, цветные круги перед глазами, головокружение. Бывает также сухость во рту, тошнота, может появиться вялость, сонливость или, наоборот, агрессия, обмороки – вплоть до судорог. В такой ситуации надо срочно уйти в тень или на сквозняк», – говорит Виктор Костенко.

Завотделением подчеркивает, что даже в нашем северном климате тепловые удары случаются, поэтому важно не увлекаться длительным пребыванием на открытом солнце, посадкой картошки на жаре с непокрытой головой. Но особенно осторожными надо быть с детьми.

«Какого-то предела температуры не существует – если прямое солнце, то тепловой удар можно получить и при плюс 22 градусах. Все реакции очень индивидуальны. У всех свой запас терморегуляционных особенностей организма, и даже если это низкий порог, то меры предосторожности все равно должны быть», – резюмировал доктор.

Фото: Катерина Казакова/ «Петербургский дневник»
Закрыть