Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Как снимают «Вести», или За кулисами телестудии

Ровно тридцать лет назад, 7 июня 1991 года, в Петербурге начал работу филиал Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК), пополнив федеральную сетку программ местными новостями
Как снимают «Вести», или За кулисами телестудии Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Накануне юбилея «Петербургский дневник» побывал в гостях у ГТРК «Санкт-Петербург» и выяснил, как делается самая рейтинговая телевизионная программа города.

Дать выговориться

ГТРК «Санкт-Петербург» снимает и аналитические, и документальные программы о жизни в городе и области, но главный «продукт» – новостная передача «Вести Петербург».

«Каждый день мы делаем 12 выпусков новостей общей продолжительностью 2,5 часа. Первый начинается в 5:05 утра, а последний – в 21:05. Самый большой эфир в 9:00, и длится он полчаса, – рассказывает начальник Службы информации ГТРК «Санкт-Петербург» Елена Егорова. – Опираясь только на происходящее в Петербурге и Ленобласти, мы должны подготовить разноплановый и разножанровый выпуск, который заинтересует все категории населения. Это непростая задача, но, судя по тому, что даже утром у наших выпусков очень приличная доля телеаудитории, у нас все-таки получается».

На экране зрители видят только ведущих и корреспондентов. На самом деле над каждым выпуском работают десятки человек.

«Темы мы обдумываем заранее, потом все это коллегиально обсуждаем. Но мы ищем не просто тему, а какой-то новый подход к ней, оригинальную точку зрения», – объясняет тонкости планирования эфира шеф-редактор воскресной итоговой программы Екатерина Русланова.

Ситуации в работе бывают разные

«Например, спрашиваешь жителя дома про отсутствующее отопление, а тебе в ответ про то, что соседи очень шумные. Единственный выход из ситуации – дать человеку выговориться, а все лишнее вырезать на монтаже», – говорит специальный корреспондент «Вести Петербург» Михаил Дубков.

Велосипед в пустыне

У каждого сотрудника, естественно, есть свои увлечения. Юлия Васильева по образованию биолог. «Если надо сделать сюжет ко Всемирному дню лягушки или про синиц, которые вьют гнезда в форме варежек, или про четырехметрового питона, живущего в коммунальной квартире, то за дело берусь я, – улыбается она. – А однажды я сделала сюжет, проехав во время своего отпуска на велосипеде пустыню Гоби, повторив маршрут Николая Рериха».

Юлия Васильева признается, что это было не самое удивительное ее путешествие: «Одно из моих самых любимых животных – крокодил. Поэтому я всегда мечтала побывать на Амазонке. И побывала. Я в одиночку плыла по реке в каяке, но крокодилы боятся их, потому что обычно на похожих лодках передвигаются недружественные им индейцы. Увидеть крокодилов я смогла, только когда поставила палатку на берегу».

Специальный корреспондент «Вести Петербург» Владимир Обухович уже 20 лет рассказывает телезрителям о спортивных событиях.

«Снять просто репортаж о матче несложно, поэтому мне гораздо интереснее показать изнанку событий – например, то, что происходит вокруг стадионов и в фан-зоне, – говорит журналист. – Помню, в 2018 году на чемпионате мира по футболу снимали сюжет про матч Аргентина – Нигерия. Казалось бы, ну где тут Петербург? А на деле за африканцев тогда играл Брайан Идову – воспитанник нашей футбольной школы «Смена». Мы нашли его отца, он поделился впечатлениями. И это стало чуть ли не самым интересным в репортаже о том матче».

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Неделя и 40 секунд

За кулисами, вернее, за кадром, остаются операторы и режиссеры. Без которых в теленовостях – никуда. Работа у них не менее ответственная.

«В среднем у оператора один-два выезда в день. При этом есть темы, которые можно сделать сразу, а есть такие, над которыми приходится работать очень долго, – замечает Георгий Фоменко: он уже 21 год работает на ГТРК оператором, а последние пять еще и режиссером. – Например, подготовка семиминутного сюжета для воскресной аналитической программы занимает около недели, а если нужен видеоряд секунд на сорок для выпуска новостей, то можно управиться и за час».

Собеседник «Петербургского дневника» не скрывает: труд у операторов непростой. Но интересный.

«Ведь мы видим то, что другим людям недоступно, – добавляет Георгий Фоменко. – Однажды снимал, как медвежат выпускают в дикую природу. И один из них вместо того чтобы убежать в лес, поставил на меня передние лапы и… заглянул в камеру. Было и страшно, и интересно одновременно, ведь мишка-то не маленький!»

В самом сердце ГТРК

Какими бы ни были события, сюжеты о них должны соответствовать определенному уровню подачи материала. Это и форма, и содержание, и определенный, можно сказать, литературный стиль – информационный. За это в первую очередь отвечает шеф-редактор программы. Николай Вдовин рассказывает: «Я помимо прочего прочитываю все тексты, которые звучат в эфире. И несу ответственность не только за слова, но и за «драматургию» сюжета, хотя в этом стараюсь не ломать авторский замысел. Одно дело – речь именно ведущего. Тут все подчинено правилам построения информационной заметки, да и язык более сухой. Сами посудите, ну какой может быть, например, сленг в тексте, который идет в эфир от официального «лица» программы. Другое дело – корреспондент, чей талант в обращении со словом погружает зрителя в событие сюжета «с головой».

Событие, которое начинается со съемок, описывается в тексте корреспондентом, вычитывается, а после монтируется, как в кино, и заканчивает свой редакционный пути в эфирной аппаратной. Тут территория выпускающей бригады, во главе которой – режиссер. За пультом с ярко горящими кнопками управления он как дирижер концерта. И самое важное для него – не сбиться с партитуры, ведь каждый из эфиров – прямой, с огромной, в сотни тысяч зрителей, аудиторией и без права на ошибку.

«Аппаратная – это сердце ГТРК, точка, в которой собираются все выпуски новостей перед тем, как их увидят зрители. Итог работы всей команды зависит от нас. Чувствуя ответственность в том числе и перед коллегами, которые трудились, создавая выпуск, мы, конечно же, не можем позволить себе ошибаться», – отмечает один из выпускающих режиссеров Борис Петров.

Спрашиваем, что самое сложное в работе

«Безусловно, это прямые эфиры! – сразу отвечает он. – Лично для меня они сродни поездке на американских горках: внутри все бурлит, но после – ощущение радости от того, что ты справился».

Помогли «тассовки»

А вот эти люди не нуждаются в особом представлении. Именно они, ведущие, рассказывают о главных событиях в жизни города и области.
Ирина Паукшто вела самый первый выпуск петербургских «Вестей» в 1999 году.

«По пути на работу я чисто случайно прихватила пачку «тассовок», листов, на которых распечатаны новости с ленты информагентства, – вспоминает она. – У нас даже первый выпуск планировался как прямой. И вот я в эфире, прочитала подводку к первому сюжету, а он не идет. Мне в наушник шепчут, чтобы я читала подводку ко второму. Я извинилась перед зрителями, перешла к другому сюжету, но и он не начался! Новая команда режиссера, мол, возвращайся к первому. Я снова извинилась перед зрителями и прочитала подводку к первому сюжету еще раз. И вновь ничего не происходит… Тогда я достала свои «тассовки» и начала читать новости. В итоге мои коллеги сумели победить технику, и зрители все же увидели обещанные сюжеты».

Упражнения для дикции

Грамотная речь важна для каждого человека. Но для ведущих это производственная необходимость. Ольга Ростова в профессии не один десяток лет, поэтому без запинки может произнести и название вулкана Эйяфьятлайокудль, и имя президента Туркмении Гурбангулы Мяликгулыевича Бердымухамедова.

«Я пришла на ГТРК в качестве ведущего спортивных новостей и столкнулась с целой кучей непонятных терминов. И вот тогда мне дали один очень ценный совет: ведущий должен читать так, чтобы зрители поверили, что ты все знаешь. С тех пор я и руководствуюсь этим правилом. Я, конечно, занимаюсь дыхательной гимнастикой Стрельниковой, произношу скороговорки «для разминки», но перед эфиром гораздо полезнее несколько раз прочитать текст и заранее найти все сложные слова и обороты», – поясняет Ольга Ростова.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

На заметку

По данным компании «Медиаскоп», у утренних выпусков «Вести Петербург» доля телеаудитории (процент телеприемников, транслирующих программу из общего числа включенных в данный момент) составляет 20-25%, а у вечерних – 17-20%, что чаще всего даже выше показателей федеральных выпусков «Вестей». Это самые высокие показатели для информационного телевещания в Петербурге.

Цифра

800 человек работают в Государственной телерадиокомпании «Санкт-Петербург».
Общая продолжительность «Вести Петербург» – 2,5 часа каждый день. Это 12 выпусков.

«Каждый ведущий уникален, как и каждый корреспондент. Все они сохраняют индивидуальность, и через их восприятие мы передаем информацию зрителю», Елена Егорова, начальник службы информации ГТРК «Санкт-Петербург».
Закрыть