Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Арт-феминизм Пипилотти Рист и «Смена» Полины Канис: чем удивит первая Летняя выставка Дома радио

В Доме радио на Итальянской улице открылось новое выставочное пространство
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

В Доме радио на Итальянской улице открылось новое выставочное пространство. До 20 июня здесь будет работать Летняя выставка. На ней можно приобрести работы Пипилотти Рист, Мэта Коллишоу, Ильи Кабакова, Эрика Булатова. Корреспондент «Петербургского дневника» посетил экспозицию и рассказывает, что подготовили кураторы.

Новая галерея на Итальянской

Дом радио – место совмещения искусств, где визуальное сочетается с музыкальным, с миром театра и перформансом. Иными словами, одни искусства питают другие. Такую идею сегодня реализует в жизнь коллектив дирижера Теодора Курентзиса musicAeterna. В 2019 году музыканты переехали из Перми в Петербург и обосновались в стенах исторического здания на Итальянской, 27.

«Как говорит сам Теодор, Дом радио – такой баухаус, где художники из разных профессий встречаются, общаются и создают творческий продукт, – рассказывает куратор выставки, директор musicAeterna в России Дмитрий Озерков. – Летняя выставка в Доме радио отсылает к летней экспозиции Simmer Exhibition Королевской академии художеств в Лондоне, которая проходит с 1769 года. Большинство представленных на ней работ можно приобрести».

Другими словами, если у гостя выставки Дома радио будет желание обзавестись работами художников с экспозиции, ее можно будет купить.
По словам Дмитрия Озеркова, в подготовке Летней выставки большую роль сыграла международная ярмарка современного искусства в Вене – Viennacontemporary.

В Петербурге ее представляет директор российского офиса ярмарки и второй куратор экспозиции Виктория Кондрашова.

Так, до 20 июня в стенах Дома радио можно посмотреть работы, которые в разные годы были представлены на Венецианской биеннале. Здесь есть как петербургские, так и московские галереи. Гости также познакомятся с международными звездами современного искусства, среди которых Мэт Коллишоу, Пипилотти Рист, Эрвин Вурм и многие другие.


Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

При этом организаторы решили не останавливаться на одном проекте.

«В Пушкинском музее как раз только закончилась выдающаяся выставка Билла Виолы. Мы решили взять четыре работы из серии «Мученики» и показать их в Доме радио», – сказал Дмитрий Озерков.

Для создания всей экспозиции задействовали все шесть этажей памятника архитектуры, включая помещение на первом этаже: долгое время оно находилось в разрушенном виде. Несколько дней назад в нем закончили ремонт, и сегодня она представляет собой самую настоящую галерею.
Помимо прочего, в ней можно посмотреть серию работ видеохудожницы, лауреата премии Кандинского Полины Канис.

«На выставке представлены работы проекта «Смена». Это в первую очередь серия фотографий, которая расположена в галерее. (На экспозиции также представлены ее видео работы. – Прим. ред.). Фотографии небольшого размера: для меня было важно, чтобы зритель мог взаимодействовать с изображением, захотеть подойти поближе, тем самым вступить с ним в более интимную связь», – сказала Полина Канис.

Название проекта, по ее словам, имеет два значения. С одной стороны, «Смена» – окончание рабочего дня, когда заканчивается одна и начинается другая. С другой стороны, смена – это переход из одного состояния в другое.

Про ощущения и память

У гостей есть уникальная возможность увидеть интерьеры Дома радио, и тем самым продолжить осмотр экспозиции. Попасть в него можно прямо из новой галереи.

В первой студии Дома радио, которая сейчас носит имя Дмитрия Шостаковича, где была отрепетирована и записана легендарная седьмая симфония Шостаковича.

«Здесь мы даем симфонические концерты и делаем записи, потому что акустика в этом зале идеальная, – рассказывает Дмитрий Озерков. – Вдоль одной из стен зала подвешены книги – это работа выдающего художника Янниса Кунеллиса, который сделал ее для коллектива musicAeterna в 2015 году. Она находится здесь постоянно, сейчас мы ее показываем как часть выставки».

Из первой студии экскурсионная группа поднимается выше. В небольшом помещении лестничного пролета можно увидеть видео-арт, созданный современной художницей швейцарского происхождения Пипилотти Рист.

«У нас представлены три ее видеоработы. Два более ранних, такие как «Ты назвал меня Джеки» 1990 года, «Страхи Пипилотти» 1988 года и еще одно уже 2000-х годов. Как раз после их выхода она стала всемирно известной художницей, получила Золотого Льва на Венецианской биеннале», – рассказывает Виктория Кондрашова. – Она пионер видео-арта и арт-феминизма, исследователь женского тела. Ее работа «Ты назвал меня Джеки» показывает, что не все женские проблемы нужно называть проблемами феминизма».

Друг художницы британский рок-музыкант Кевин Койн, который скончался почти 20 лет назад, долгое время работал в психиатрической больнице, знакомился с пациентами, слушал их истории и впоследствии сочинял на основе рассказов песни. Пипилотти как раз перепела песню друга «Ты назвал меня Джеки». Песня – воспоминания человека о прошедших годах. Он говорит о том, что сейчас у него скучная и неинтересная жизнь. Художница, исполнив ее, показывает, что подобный жизненный сценарий не только и не столько женская проблема: такая судьба может ждать любого человека.


Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Продолжает тему воспоминаний российский художник Андрей Кузькин. На Летней экспозиции можно увидеть его видеоработу «Рыбак». Сам автор, по словам Дмитрия Озеркова, называет ее «детской акцией».

«Андрей со своим сыном отправился в Московскую область, поселок Ольгино, где когда-то, будучи ребенком, рыбачил со своим дедушкой. Это работа-воспоминание про те же самые ощущения, про жизнь, которая в любом случае никуда не девается, даже с приходом цифровой реальности: есть удочки, велосипед, на котором ты едешь с дедушкой на рыбалку, есть память рук и жестов», – говорит Дмитрий Озерков.

На видео фигурирует домик, который подвешен на удочку. В нем «сидит» человечек, сделанный из хлебного мякиша. Он как бы «замкнут» в своем маленьком домике над водой – некий акт, посвященный деду художника. «Автор говорит о том, что история сохраняется не в газетных вырезках и фотографиях, а именно в домашних архивах. В нашей памяти можно отыскать самые важные вещи, связанные с местом, временем и ощущением реальности», – отмечает куратор выставки.

Четыре стихии и «Эхолокация»

Изюминка экспозиции – инсталляция «Эхолокация». Сейчас работа художника Мэта Коллишоу расположена в одном из подземных переходов Лондона, и успела наделать шуму среди профессиональных арт-критиков, художников, журналистов и общественности.

«Художник осмысляет виртуальную реальность. В этой работе затронуты сразу несколько тем, связанных с мифами, архитектурой, темами готической музыки и памяти. Инсталляцию сопровождает намеренно легкая непрофессиональная музыка, которую художник написал сам вместе со своим сыном. Еще одна тема домашнего чтения неоготических романов отсылает нас к работе Андрея Кузькина про его историю с рыбалкой», – говорит Дмитрий Озерков.

Помещение, где когда-то находилась домовая церковь, тоже стала частью выставочного пространства самого Дома радио . Здесь как раз нашли место работы художника Билла Виолы из серии «Мученики».

«Работа представляет собой четыре стихии: огонь, воду, песок и ветер. Соответственно, четыре актера, которые изображают мучеников, оказавшихся под их властью. Для нас важно, что слово «мученик» происходит от греческого слова «μάρτῠρος» – свидетель, а все, что касается Греции, нам близко. Например, в этом году мы провели небольшую образовательную программу, связанную с культурой и искусством Византии», – отметил Дмитрий Озерков.

Справка:

Летняя выставка открыта для посетителей до 20 июня в Доме радио на Итальянской улице, 27. Но попасть на нее можно только в составе экскурсионной группы. Они проводятся каждый час с 12:00 до 18:00.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»
Закрыть