Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Только киноправда: в Петербурге стартует футуроспектива фильмов Дзиги Вертова

Можно посмотреть 12 картин легендарного советского документалиста

Сегодня в Петербурге при поддержке компании «КАРО Арт» стартует большая футуроспектива «Киноглаз. Киноки. Вертов». Петербуржцы и гости города смогут на большом экране посмотреть 12 документальных фильмов легендарного советского режиссера Дзиги Вертова. Это черно-белые картины, в них нет сюжета, актеров и музыки, однако они до сих пор смотрятся на одном дыхании, а самая известная его работа «Человек с киноаппаратом» не покидает всевозможные рейтинги лучших фильмов вот уже полвека.

В начале было око

Дзига Вертов – псевдоним Давида Кауфмана, который начал снимать документальные фильмы в 1918 году. Дзига в переводе с украинского и польского означает волчок. Почему Давид Кауфман выбрал себе именно такой псевдоним, становится понятно после просмотра любого его фильма.

«Дзига Вертов писал, что для старой школы документального кино, с которой он боролся, преобладающими сюжетами были парады и похороны, потому что эти события назначаются заранее, а значит, можно подготовиться, привезти камеру, выбрать удачный ракурс и снимать. Дзиге Вертову все это было неинтересно, его увлекала постоянно утекающая настоящая жизнь, ведь то, что есть сейчас, завтра уже не будет, да даже через пять минут не будет. Он был уверен, что только спонтанная съемка позволяет запечатлеть искренние эмоции людей и правду жизни», – рассказал российский киновед, историк кино Николай Изволов.

В документальных фильмах Дзиги Вертова не было сюжета, актеров, реквизита и музыки. Все смыслы, заложенные в фильмы, он транслировал исключительно кинематографическими методами: визуальными ассоциациями и активным монтажом. Склейки могли происходить уже через несколько кадров, за счет этого фильмы выглядят насыщенными и динамичными.

«Все темы, затронутые в фильмах Дзиги Вертова, развиваются не по традиционным киностандартам, а, скорее, как в музыке или поэзии. Описать словами это так же сложно, как, например, музыкальные пьесы, но я попробую. Сначала возникает одна тема, затем другая, третья, они скрещиваются, начинают развиваться, образуя удивительный симбиоз. Фильм воздействует на зрителя так же, как музыка или поэзия. Чтобы ощутить это, не нужно быть высоколобым профессионалом, такое заметит даже неподготовленный зритель. Именно поэтому даже спустя столетие у фильмов Дзиги Вертова появляются новые молодые поклонники», – пояснил Николай Изволов.

Смерть кинематографии во имя искусства

В 20-х годах Дзига Вертов создает творческое объединение «Киноглаз», куда приходят документалисты, разделяющие его взгляды. Киноки (от «око» - «глаз») выпустили целую серию манифестов, в которых желают смерти традиционной буржуазной кинематографии во имя нового киноискусства. Они призывают отказаться от постановочного кино, декораций и студийных съемок. «Мы очищаем киночество от примазавшихся к нему: от музыки, литературы и театра. Ищем своего, нигде не краденного ритма и находим его в движении вещей», – говорилось в одном из манифестов.

«Свою съемочную группу он называл киноразведчиками, потому что их задача была в поиске каких-то настоящих событий ускользающей жизни. Кинематографисты превращались в «оки», то есть глаза, которые ловят ускользающую жизнь, отсюда и название «киноки». Ради нескольких кадров они могли объехать всю страну», – сообщил Николай Изволов.

Дзига Вертов и другие киноки разработали многие приемы, которыми документалисты пользуются до сих пор: покадровая съемка, ускоренная съемка, съемка в отражении, визуальное сопоставление, ассоциативный монтаж, совмещение двух и более изображений на одном кадре и многое другое.

«Даже великий классик Сергей Эйзенштейн признавался, что многие решения в его фильмах были сделаны под влиянием творчества Дзиги Вертова. Тем не менее документалистов, которые снимают точно так же, как киноки, не было и нет», – пояснил Николай Изволов.

Тернистый путь в киноклассики

Фильмы Дзиги Вертова были популярны при его жизни, однако до подлинного признания он не дожил всего несколько лет.

«Дзига Вертов был убежденным революционером-романтиком, полностью разделял идеи равенства и братства и искренне верил в то, что большевики построят новый справедливый мир. В связи с этим советскую пропаганду он не считал чем-то плохим, и она хорошо заметна во всех его работах, кроме, пожалуй, «Человека с киноаппаратом». Он даже получил за свои заслуги перед советской кинематографией орден Красной Звезды. Однако советские власти не могли разделять его романтические взгляды на жизнь и искусство. Его не запрещали, не преследовали, не репрессировали, однако его фильмы шли в кинотеатрах не больше 10 дней, несмотря на то что были очень популярны у публики и приносили деньги. Куда менее интересные зрителям картины могли показывать по несколько месяцев», – рассказал Николай Изволов.

После войны о работах киноков узнали на Западе, вот тогда-то Дзига Вертов и получил звание классика-документалиста, а его фильмы начали входить в списки лучших, потеснив даже игровое кино. И сегодня ничего не изменилось. Например, в 2014 году британский журнал Sight&Sound назвал «Человека с киноаппаратом» лучшим документальным фильмом всех времён. А Британский институт кинематографии поставил картину на восьмую строчку из пятидесяти лучших фильмов всех времен и народов.

Все лучшее в одном цикле

Футуроспектива «Киноглаз. Киноки. Вертов», которая продлится в Петербурге с 3 по 13 июня, дает уникальный шанс посмотреть 12 фильмов Дзиги Вертова так, как это делали зрители в начале ХХ века.
«Музыки в фильмах Дзиги Вертова нет, однако в «дозвуковой» период их всегда показывали в сопровождении оркестра. С учетом того, что тогда музыкальных клипов не было, зрители были просто в восторге. Во время нашей программы все картины будет сопровождать пусть и записанная заранее, но все же живая музыка. У всех фильмов будет разное музыкальное сопровождение», – отметил Николай Изволов.

В программу футуроспективы входят 12 картин, включая «Человека с киноаппаратом», «Москву», «Весной» и даже «Годовщину революции», которая до 2017 года считалась утерянной, пока ленту не восстановил Николай Изволов. Помимо этого, запланирован показ фильма «Мир без игры» режиссера Леонида Махнача, где о творчестве великого авангардиста размышляют мэтры мировой кинематографии Анри Ланглуа, Жорж Садуль и другие.

«Этот цикл показов является уникальным проектом и с точки зрения репертуара, и с точки зрения культурного явления. Наша команда проделала масштабную исследовательскую работу. Как показал наш эксперимент в 2019 году, и премьера, и прокат восстановленной версии «Годовщины революции», долго считавшейся утерянной, вызвал ажиотаж среди киноманов и профессионалов в области кино. Грядущая футуроспектива, уверена, удивит поклонников киноискусства не меньше», – отметила вице-президент сети кинотеатров «КАРО» по управлению кинопоказом Майя Манерова.