Фермерские продукты запутались в сетях
Посетители сетевых магазинов почти везде могут видеть прилавки, на которых выложены продукты с надписью «Фермерские». Но, как говорят эксперты, нередко под видом продукции небольших фермерских хозяйств реализуют товар от крупных производителей.
Представители торговых сетей в один голос говорят, что покупатели благосклонно относятся к продукции фермерских хозяйств. Как следствие, это сказалось на развитии сотрудничества между ретейлерами и фермерами. Продукция последних все чаще появляется на прилавках крупных торговых сетей.
БЕЗ НАДОБНОСТИ
По данным комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, на начало 2021 года в реестре сельскохозяйственных товаропроизводителей находилось более 800 крестьянских и фермерских хозяйств.
Как говорит президент Ассоциации крестьянских и фермерских, личных подсобных хозяйств и кооперативов Михаил Шконда, все хозяйства разнородны. Одни больше, другие меньше. Кто-то занимается животноводством, а кто-то рыбоводством.
«Как правило, чем дольше существует хозяйство, тем оно сильнее, – говорит эксперт. – Однако в сетевые магазины стремятся не все. У одних уже сложилась своя клиентура, и они этим довольны. Другие торгуют на рынке и в маленьких магазинчиках. Большие хозяйства, конечно, стремятся попасть в магазины, но не в крупные торговые сети».
По его словам, чисто теоретически попасть на полки магазинов может любой фермер. Главное – соблюдать требования и правила. На практике фермерским хозяйствам очень сложно пройти независимый аудит торговых сетей. И даже если это удается, возникает другая проблема.
«Продукт фермеров скоропортящийся, поэтому его стоимость на порядок выше, чем такая же продукция в сети, – продолжает Михаил Шконда. – Зачастую сложности возникают и с доставкой продукции до магазинов. Поэтому фермерские хозяйства ищут другие пути сбыта своей продукции».
КАК ПОПАСТЬ
Как говорит председатель комитета по торговле Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты и сотрудник одной из крупной торговой сети Ольга Волкова, на протяжении длительного времени ретейлеры обучают фермеров, что нужно, чтобы продукция фермерских хозяйств попадала на полки магазинов. Для этого проводятся семинары, на которых фермерам разъясняют требования и законодательные нюансы торговли.
«Мы касаемся самых разных аспектов торговли, какая должна быть упаковка, зачем нужен штрих-код и много других нюансов», – добавляет она.
По словам эксперта, ретейлеры не прекратили эту работу даже во время пандемии.
Однако прежде чем фермеры начнут поставлять свою продукцию на прилавок, они должны выполнить ряд условий.
«Любое фермерское хозяйство должно иметь статус юридического лица или индивидуального предпринимателя. Это означает, что производитель обязан соблюдать требования к производству и качеству продукции», – продолжает Ольга Волкова.
Учитывая сложности, которые возникают у фермеров при попадании в большие сети, они сами не стремятся.
Фермер Михаил Дитлер ведет свое хозяйство в деревне Батьково Бокситогорского района. Он один из немногих фермеров региона, кто специализируется на выращивании чеснока.
«Я особо и не рвусь в крупные сети. Мой урожай выкупают оптом. Потом уже покупатель сам ищет покупателей», – говорит Михаил Дитлер.
По его словам, его коллеги, другие фермеры, которые занимается молочной продукцией и мясом, также имеют налаженный сбыт.
«Это небольшие магазинчики, люди, которые сами приезжают. Забой скота у них происходит раз в неделю, и в нужный день покупатели сами приезжают и забирают куски, которые заказывали ранее», – продолжает он. Нечто похожее происходит и с молоком. Из остатков делается масло, творог, сыр которые также под заказ идут в продажу. «Обычному фермеру трудно попасть в крупные магазины. Да и не всегда нужно. У нас каждая копейка на счету, а магазины платят не сразу», – резюмирует он.
БОЛЬШИЕ НЮАНСЫ МАЛЕНЬКИХ ХОЗЯЙСТВ
Михаил Шконда считает, что нередко под видом фермерских товаров на полках лежит продукция сельскохозяйственных предприятий, «мимикрирующая» под фермерскую. «В этом легко убедиться, если прочитать данные о производителе на упаковке», – добавляет он. По словам эксперта, это не означает, что прилагаемая продукция хуже. Но бывают и исключения.
«В отличие от крупных производителей, фермерский молочный продукт имеет небольшие сроки хранения, так как в нем нет всевозможных консервантов и добавок. Если говорить о мясе, фермерские хозяйства не используют глубокую заморозку, в результате чего вкусовые качества значительно лучше», – поясняет Михаил Шконда.
С мнением, что в большинстве случаев «фермерская продукция» – это товары крупных производителей, согласен и независимый эксперт ретейла Михаил Лачугин.
«Безусловно, где-то могут продавать товары небольших фермеров, но чаще делают по-другому. Это маркетинг чистой воды», – добавляет он.
По словам эксперта, крупным федеральным торговым сетям всегда было удобней работать с оптовыми поставщиками товаров. Такова специфика работы. Если сеть заключает договор на поставку продукции, это предполагает, что товар поступит на полки всех магазинов данной сети в конкретном регионе. В свою очередь можно видеть, как некоторые позиции фермерских брендов продаются в разных торговых сетях города, что свидетельствует только о больших производственных возможностях этих компаний. Поэтому эксперт уверен, что такая продукция не имеет ничего общего с небольшим фермерским хозяйством.
ЗАКОННЫЕ МЕТОДЫ
Эксперты уверены: настанет время, когда до магазинов дойдет настоящий фермерский продукт.
«Дело в том, что сейчас законодательно не прописано, что считать фермерским продуктом. Получается, что, указывая «фермерский продукт», никто ничего не нарушает. Однако на федеральном уровне уже предпринимаются попытки дать четкое определение тому, что можно считать фермерским продуктом», – уточняет Михаил Лачугин.
Со своей стороны, депутат Государственной думы РФ Виталий Милонов подтвердил, что депутаты озаботились этой проблемой и вынашивают планы принять такой закон.
«Мне известно, что идет законодательная работа в части органических продуктов. Уверен, что вопрос с «фермерскими продуктами» будет решен. Просто потому, что пока это не больше чем маркетинговый ход», – резюмировал Виталий Милонов.