«Чтобы не рухнуло ничего»: разрисованные «бураны» вернутся в Россию не раньше осени
Генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в кулуарах ПМЭФ в четверг, 3 июня, рассказал «Петербургскому дневнику» о планах на разрисованные петербургскими художниками «бураны». Всего, как напомнил он, в испытательно-монтажном корпусе Байконура их два: одна машина летная – по состоянию на 1993 год была готова на 95 процентов, а вторая – это электромакет. Внешне они похожи.
«То, что их раскрасили, не раскрасили, нам не надо напоминать. Мы сами переживаем. Мы опасаемся за судьбу этих машин», – добавил он.
Обе машины, как и ракета в соседнем ангаре, как пояснил Рогозин, принадлежат «гражданину Казахстана», право собственности у которого оспаривает в суде правительство Казахстана. Судя по всему, по ощущению главы «Роскосмоса», продлятся тяжбы ещё три месяца. И, как только появится ясность с настоящим собственником, «Роскосмос» предложит ему передать «уникальные машины» в Россию.
«Мы готовы выкупить. Мы готовы пойти на это. У нас есть партнеры, которые готовы заплатить не бюджетными, а частными деньгам за эти уникальные экспонаты. Как на операцию по их перемещению, так и на выкуп», – заверил он.
Решения Фемиды сами «бураны» и ракета в соседнем ангаре, также принадлежащая гражданину Казахстана, дожидаются под охраной.
«Я сразу выставил там охрану. Краска была убрана в тот же самый день», – добавил Рогозин.
Также сотрудники «Роскосмоса» подняли архивную документацию по конструкциям монтажно-испытательных корпусов, чтобы в будущем можно было извлечь «бураны» без вреда.
«Мы беспокоимся, чтобы не рухнуло ничего. Погода на Байконуре минус 50, плюс 50 – перепады. А у корпуса такие же конструкции, как и у того, где кровля обрушилась на первую машину», – сказал Рогозин.
А вот ясности с музеем, который в России примет «бураны», пока нет. Интерес, по словам Рогозина, проявляли несколько человек, заинтересовавшихся экспонатами.
«Буран» на Байконуре разрисовали надписями «Юра, мы приехали» и «Прежде чем лезть к звёздам, человеку нужно научиться жить на земле» петербургские художники в конце мая. Этими граффити, как объясняли они, пытались привлечь внимание к «заброшенному историческому наследию». После публикаций в СМИ несколько музеев в России предложили место в экспозиции «буранам», оставленным на Байконуре.