Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Режиссер Алексей Франдетти: «Создавать мир гораздо интереснее, чем быть его частью»

Театр «Приют комедианта» готовит первый в своей истории мюзикл. Его ставит обладатель трех «Золотых масок» за лучшую режиссуру Алексей Франдетти. О своем новом спектакле, специфике жанра и необычной фамилии он рассказал «Петербургскому дневнику»

– Алексей, для вас это первый мюзикл для взрослых, который вы ставите в Петербурге. Волнуетесь?

– Я бы сказал, что мюзикл Пола Гордона «Дорогой мистер Смит», скорее, семейный. Это некая сказка для взрослых, которая сегодня так необходима зрителю. И в силу того сложного года, что все мы пережили, и в силу засилья сложной концептуальной режиссуры. Хотя у нашего спектакля тоже будет не самое простое художественное решение. Я бы сравнил его со шкатулкой, в которой хранятся некие секреты, милые для нас мелочи. Наша история очень простая, открытая и человечная. И по своей атмосфере, местами сентиментальной, немного напоминает «Гордость и предубеждение».

 Тот спектакль, который вы ставили в МХТ?

– Да, и для меня это был такой заскок на подножку последнего вагона с точки зрения работы с Олегом Павловичем Табаковым. Потому что после первого прогона мюзикла на зрителя я проснулся утром после звонка от него. «Ну, старик, давай думать, что будет следующим», – сказал он. И я понял, что спектакль принят.

Так же, как был принят и предшествующий «Дорогому мистеру Смиту» инста-мюзикл.

Он помог мне не впасть в клиническую депрессию. Когда ты, образно выражаясь, на протяжении нескольких лет бежишь, задыхаясь, смахивая кровь и пот (а мне только в таком ритме живется хорошо), а тебя вдруг насильно останавливают и связывают, пережить это довольно тяжело. В это время мы и изобрели формат инста-мюзикла, который неожиданно оказался очень востребованным и успешным. Мы получили премии за эту работу. Но главное, все те, кто ее делал, не сошли с ума в пандемию. И продолжали оставаться в профессии.

Работали мы немного по-партизански, потому что еще были ограничения по выходу из дома. У нас там есть эпизод, где героиня идет по набережной, на которую нельзя было выходить. Помню, мы припарковались где-то во дворе, быстро сняли и быстро удрали оттуда. Снимали в Москве и Петербурге. Иногда происходили казусы. Например, полпесни сняли в одном костюме, полпесни – в другом. Приходилось переснимать. И часто мы категорически не совпадали с погодой, то есть в Петербурге было солнечно и прекрасно, а в Москве лил проливной дождь. И, склеивая снятое, мы придумывали, как это обойти. Но было очень интересно.

– Скажите, когда вы ищете исполнителей, что для вас важнее: их умение петь, двигаться или драматический талант актера?

– Важен синтез. Все остальное – сделки с совестью. Артист мюзикла одинаково хорошо на базовом уровне должен уметь двигаться, быть драматическим актером, правильно доносить текст до зрителя, то есть понимать, что такое логика, перспектива, и, конечно, быть хорошим вокалистом.

 Выбранные артисты удовлетворяют этим критериям?

– Безусловно. Признаюсь, в больших мюзиклах я нередко иду на компромиссы. Но когда на сцене всего два артиста, как здесь, они должны абсолютно соответствовать этим критериям. И Юля Дякина, с которой мы выпустили пять спектаклей, и Ваня Ожогин владеют всеми навыками, необходимыми артисту мюзикла. С Ваней мы вообще давно дружим, но никогда не работали вместе. Пока он пил кровь из одних (Ожогин был главным исполнителем в мюзикле «Бал вампиров»), я из других. И мы никак не могли соединиться. Наконец это произошло.

 А вам самому где комфортнее – на сцене или за сценой?

– Сегодня однозначно за сценой. Создавать мир мне оказалось гораздо интереснее, чем быть его частью. 

Красиво. Пожалуй, не зря пишут, что вы один из самых дорогих режиссеров страны. 

– Я даже знаю, кто это делает. И знаю цифру.

 Один миллион?

– Больше. И это честная история. Я умею делать свою работу качественно и быстро, что немаловажно. Как говорил Олег Павлович: «Табаков дорогой артист, его можно не приглашать». Никто ведь не заставляет насильно приходить в магазин «Шанель», брать пальто, а потом просить, чтобы оно стоило, как в «Большевичке». Это странно. Но всегда есть варианты.

 Попробую угадать. Вам должно быть интересно?

– Однозначно. Мне было интересно делать именно этот спектакль, именно в этом театре. Мне было очень важно, чтобы эта история вышла к живому зрителю. Потому что я видел, что после инста-мюзикла у нас уже есть своя аудитория, есть люди, которые хотят это увидеть. Мы им это пообещали. И когда Виктор (Минков – худрук -директор театра «Приют комедианта». – «ПД») предложил с ними поработать, мы сговорились. Хотя инста-мюзикл и постановка в «Приюте комедианта» – это две совершенно разные истории.

– Вот сейчас вы закончите эту работу и…

– Окунусь с головой в телешоу «Большой мюзикл» на канале «Культура». По форме и вещанию это будет напоминать такие успешные телепрограммы, как «Большая опера» и «Большой балет», но посвящено будет мюзиклу. Я художественный руководитель проекта, о котором мы мечтали последние лет десять. После этого я хочу немного выдохнуть и позволить себе две недели отпуска, хотя думаю, что сломаюсь гораздо раньше. И начну подготовку к съемкам картины «Она танцует» про советскую Пину Бауш. Ее мы снимаем вместе с продюсерами Ренатом Давлетьяровым и Павлом Одыниным.

 А как же ваш проект военного музыкального фильма?

– Да, я планировал стать кинорежиссером с военного мюзикла, а в результате это будет совсем другая картина, но не менее интересная. И тот проект никуда не денется, хотя с каждым годом он становится все дороже. Даже если артисты идут нам навстречу, как, например, Сережа Безруков, который в презентационном тизере две ночных смены снимался вообще бесплатно. Но я всегда вспоминаю Валерия Тодоровского, который готовил своих «Стиляг» 10 лет. Ничего, я терпеливый.

После этого я начну репетировать с театром «Содружество актеров Таганки». Это будет первый большой спектакль, когда мы сломаем стену и соединим на одной сцене актеров Таганки любимовской и губенковской. О других планах пока говорить не будем, хотя их немало.

 Значит, правильно говорят, что вы жадный до работы.

– Вот это правда. Очень жадный. Я бы даже сказал алчный. Сам звук образ этого слова – только вслушайтесь – очень точно отражает его суть.

 Не могу не спросить: красивая фамилия – это псевдоним?

– Могу паспорт показать. Мой прапрадед, художник-маринист из Сиены приехал учиться в петербургскую Академию художеств. Его работы сейчас выставляются на аукционах. И мне до сих пор предлагают их купить за «какие-то жалкие копейки», тысяч 50-60 долларов. «Чуть-чуть подождите, – говорю им я. Немного заработаю, и тогда...»

Мой прадед родился уже в Одессе и во время войны был эвакуирован с семьей в Ташкент. Там родился мой дед, который был талантливым химиком. Его фамилия есть в учебниках по химии. Мне все говорили: «Франдетти, как тебе не стыдно, ведь у тебя такой дед!» А я даже таблицу Менделеева не мог нормально выучить. Ну а потом родилась моя мама. Так что это не псевдоним.