«Мы не очень любим слово «экосистема»
– Пандемия заставила банковский сектор столкнуться с новыми вызовами и искать новые форматы взаимодействия как с клиентами, так и с сотрудниками. Павел Владимирович, как пандемия отразилась на работе банка «Санкт-Петербург»? С какими вызовами вы столкнулись?
– Конечно, год был непростой. С марта 2020-го года мы жили в условиях неопределенности, перевели часть сотрудников банка на удаленную работу, чтобы обеспечить безопасность здоровья их и их близких. К счастью, с этой задачей мы отлично справились. По итогам года мы получили очень хороший финансовый результат – рекордный за 30 лет работы. Это касается и объема выручки, и объема прибыли. И самое главное – мы сохранили и даже приумножили нашу клиентскую базу и, конечно, сохранили коллектив.
То есть все карантинные мероприятия, которые вводились в банке, никак не отразились на операционной деятельности. В отношении клиентов мы работали без сбоев и задержек. Не остановили ни один новый проект. Наоборот, предлагали новые продукты. Можно сказать, что наш коллектив с честью выдержал испытания, которые вызвала пандемия, и успешно апробировал новый формат работы. На новый финансовый год мы смотрим с оптимизмом, у нас появляется много новых клиентов, как частных, так и корпоративных. Мы готовы быть им надежным помощником, решать проблемы в режиме реального времени, на основе прозрачных и честных взаимоотношений. Именно такое отношение к клиентам «зашито» в ДНК нашего банка.
Хочется также отметить, что мы с удовольствием участвуем во всех программах поддержки клиентов, как городских, так и федеральных.
– В последнее время различные банки и IT-компании строят экосистемы. Есть ли подобные планы у вашего банка и если да, то какие?
– Мы не очень любим слово «экосистема». Вот уже больше 30 лет мы говорим нашим клиентам просто: «Если на улице идет дождь, мы придем к вам с зонтом и поможем». Мы исходим из индивидуальных потребностей людей. У нас большое количество клиентских менеджеров, которые живут с клиентами одной жизнью, дышат с ними одним воздухом. При этом наши специалисты обладают глубокой отраслевой специализацией и экспертизой, умеют разговаривать с клиентами не только на профессиональном языке, но и при необходимости дать базовые знания по сложным вопросам.
Наша экосистема – это персональное отношение к каждому клиенту. Вне зависимости от объема его бизнеса. Это кредо, которому мы следуем уже более 30 лет. И в нашей новой стратегии, которую мы приняли в прошлом году, это отражено.
– Какие технологии стали последними из внедренных и что интересного готовится для населения и бизнеса?
– Для корпоративных клиентов 99,9 процента все работает в режиме онлайн, и пандемия лишний раз доказала, что сегодня это необходимый гигиенический фактор работы современного банка. Поэтому, конечно, мы обращаем внимание на технологии информационной безопасности, чтобы наши клиенты не боялись осуществлять безналичные расчеты. Деньги – это одна из вечных ценностей, и за нее мы несем персональную ответственность.
Мы большое внимание уделяем технологиям информационной безопасности. И так называемой транзакционной безопасности. Вы, наверное, слышали, что в последнее время объем мошенничества, особенно в отношении физических лиц, приобретает катастрофические объемы. Конечно, и у нас есть попытки противоправных действий в отношении наших клиентов, поэтому мы подключаем необходимые ресурсы: и физический разум, и искусственный интеллект, чтобы минимизировать риски возникновения подобных проблем.
К сожалению, современные мошенники ведут себя все более грамотно, пользуются финансовой неосведомленностью, сложностью банковских продуктов, пытаются обмануть клиентов, поэтому банк должен быть «Брестской крепостью», которая должна стоять на защите людей. Но только одни убеждения не помогают, поэтому мы активно сотрудничаем с правоохранительными органами, внедряем новые технологии защиты сбережений.
Сегодня наша основная задача – быть конкурентоспособным банком, поэтому мы предлагаем всю самую совершенную линейку услуг в дистанционных каналах обслуживания: мобильный банк, интернет-банк, все виды пластиковых банковских карт, в том числе такой новый современный инструмент, как «Единая карта петербуржца», держателями которой являются более 150 тысяч горожан. Это, пожалуй, самый инновационный продукт в России на базе технологий платежной системы «Мир». Я бы сказал, что он может вполне соревноваться с аналогичными внедрениями в мире.
– В июле этого года завершается программа льготной ипотеки. Что вы думаете об этой программе? Сейчас у вас большой ипотечный портфель? И какие предлагаете продукты?
– Мы активные участники рынка ипотечного кредитования. Среди наших партнеров и клиентов – крупнейшие застройщики Петербурга, Ленобласти и регионов. Не случайно кредитный портфель составляет порядка 80 миллиардов рублей. По этому показателю мы занимаем восьмое место среди российских банков. Естественно, программа льготного ипотечного кредитования пользуется большой популярностью у наших клиентов.
С учетом востребованности данной услуги мы бы очень хотели, чтобы программа была продлена после 1 июля. Если решение не примут, будем модифицировать наши предложения, потому что ипотека – нужный, востребованный продукт. У нас организованы специализированные центры ипотечного кредитования, где клиентам оказываются профессиональные услуги. Мы себя очень комфортно чувствуем на этом рынке с точки зрения качества клиентской базы и кредитного портфеля. С удовольствием продолжим принимать участие либо в госпрограмме, если она будет продлена, либо предложим нашим клиентам собственную программу.
– Название банка созвучно городу. Как это влияет на вашу работу?
– Конечно, мы ответственно относимся к имени, которое носим. Мы всегда принимали и будем принимать ответственные решения. Наша задача – предлагать клиентам выгодные и удобные продукты, услуги и тарифы. И, конечно, к каждому клиенту у нас внимательное отношение вне зависимости от того, какие у него доходы и какие операции он совершает в нашем банке.
Все это мы делаем ради будущего – наши дети учатся в Санкт-Петербурге, мы живем в Санкт-Петербурге, платим налоги в Санкт-Петербурге, являясь одним из крупнейших налогоплательщиков нашего региона. Мы очень большое значение придаем корпоративной социальной ответственности нашего бизнеса, принимаем активное участие в благотворительной и спонсорской деятельности. Во время пандемии банк в меру доступных ресурсов помогал лечебным учреждениям, врачам, спасающим жизни петербуржцев, ветеранам, детям. Городской банк не может быть вне проблем и задач города. Мы это прекрасно понимаем и делаем все возможное, чтобы наш любимый город продолжал развиваться, а жизнь горожан становилась более комфортной.