Петербургские школьники хотят стать программистами, врачами и инженерами
Среди юных петербуржцев наиболее популярной оказалась профессия программиста (15 процентов), на втором месте оказался инженер (11 процентов), на третьем с 10 процентами – врач. 6 процентов подростков предпочли военную или полицейскую службу, по 2-4 процента распределились между профессией химика или биолога, экономиста, юриста, учителя. 29 процентов школьников выбрали прочие специальности.
Пристрастия у родителей в целом аналогичные, только профессию инженера они приветствуют гораздо больше: не 11, а 21 процент отцов и матерей мечтает, чтобы их ребенок поступил в технический вуз или училище. 12 процентов родителей хотят видеть своего ребенка врачом, 23 – программистом, 4 процента – юристом. Еще заметно, что среди родителей меньше «неопределившихся».
Директор Центра опережающей профессиональной подготовки Ольга Коротеева отметила, что лидерство профессии программист обеспечивается тем, что в эту категорию записывают также схожие специальности, например, графического дизайнера. Конечно, родители и дети голосуют за современные профессии, а также за те, которые дадут зарабатывать при любой экономической ситуации.
«Я надеюсь, что в графу «врач» попал еще и средний медицинский персонал, потому что дети бывают разные, – заявила Ольга Коротеева. – Кстати, два года назад врач не был в топе самых популярных у детей профессий, и это было логично: очень сложно учиться, тяжелая профессия и не очень привлекательная в финансовой сфере. Я рада, если врачам стали лучше платить, но я совсем не обрадуюсь, если интерес к профессии врача вызван, что называется, хайпом вокруг борцов с эпидемией. Не каждый человек может быть врачом, и все абитуриенты медицинских училищ и вузов должны хорошо подумать: смогут ли они всю жизнь заниматься этой работой?»
Ольга Коротеева рассказала, что в Петербурге работает профориентационная платформа «Билет в будущее»: там можно попробовать себя в роли врача и даже поучиться накладывать швы на спецматериал, неотличимый от человеческой кожи. Можно примерить 20-килограммовый костюм спасателя и прикинуть, каково это: пробыть в нем целые сутки. Если все дети будут проходить через такие платформы, выбор профессии станет более осознанным.
По мнению специалистов, 29 процентов, выбравших вариант «другое», склоняются к работе в сфере услуг, а также в туристической отрасли и в области культуры.
Подавляющее большинство школьников заявило о намерении учиться дальше после получения аттестата. Те же, кто намеревается сразу пойти работать, склоняются к профессии строителя (на стройку пойдут 2 процента нынешних старшеклассников), официанта (5 процентов) и кассира (4 процента). Только 1 процент заявил, что его устраивает профессия грузчика. Правда, учителя в школах предупреждают: в средних специальных учебных заведениях конкурс в последнее время возрос многократно. По этой причине многие школы вынуждены открывать дополнительные 10-е классы: дети, не сумевшие пройти конкурс аттестатов в колледж, возвращаются доучиваться в школы.
Директор 557 школы Ольга Нестеренкова рассказала, что успех профессии инженера обеспечивается за счет открываемых повсюду инженерных школ и классов. Их гораздо меньше, чем, например, кадетских.
«Профессия активно лоббируется, в том числе за счет кружков, – резюмировала педагог. – Работает Академия цифровых технологий, кружки робототехники, авиамоделирование, детская железная дорога, кванториумы. Мы развернулись наконец-то от сверхпопулярности юристов и лингвистов, хотя сейчас еще в начале этого пути. Что же касается профессий, не требующих длительного образования, то здесь на первом месте повара и автослесари. Правда, и здесь ребята понимают, что учиться, хоть и недолго, придется все равно».