Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

«Хочу повернуть руль, а рука не слушается»: как врачи спасали больного COVID-19 таксиста, у которого случился инсульт

Юрию Брицкому повезло трижды
«Хочу повернуть руль, а рука не слушается»: как врачи спасали больного COVID-19 таксиста, у которого случился инсульт Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Утром 14 февраля 2021 года Юрий Брицкий вышел как обычно на работу. Он официально трудится водителем в одном из крупных сервисов такси. Из необычных ощущений было только одно: не почувствовал всегда любимый запах кофе.

Ищу того пассажира

«Но я был спокоен: в прошлом году у меня дважды такое было, но обоняние возвращалось в тот же день. Около 16 часов взял пассажиров – молодого человека, его супругу и двух детей, повез по адресу. На перекрестке с улицей Типанова, поворачивая, вдруг почувствовал, что левая рука не схватила руль, а упала вниз. Краем зрения увидел, что пассажир это заметил. Подумал еще: «Надо взять себя в руки и попробовать, а то неудобно, пассажиры подумают, что пьяный». Получилось – но только до следующего перекрестка. В глазах потемнело, не понимаю, куда еду и как. Я вроде в сознании, но действительно как пьяный, ничего не могу сделать. Пассажир, к счастью, схватил руль и успел отвернуть от столба. Машина влетела на поребрик», – рассказывает «Петербургскому дневнику» Юрий.

Дальше, по его словам, пассажир начал командовать, что сделать. Автомобиль удалось остановить, а пассажир закричал жене, чтобы та вызывала скорую помощь. Юрий удивился: «Кому скорая помощь?» На их счастье, мимо проезжали медики. Пассажир выскочил, замахал руками, скорая остановилась.

«Я хочу выйти из машины, но тело не двигается. Я думаю: «Привязали меня, что ли?» Потом врачи вытащили меня из машины, сразу переложили на носилки, затем в машине скорой помощи положили на живот (я потом узнал, что так кладут при коронавирусе, чтобы легкие раздышались), повезли в 26-ю больницу на Костюшко. Я выяснил спустя время, что это была бригада № 4559 отделения скорой помощи поликлиники № 56, доктор Светлана Игоревна и фельдшер Андрей Николаевич. Спасибо им огромное!» – с благодарностью говорит Юрий.

На подстанции скорой помощи подтвердили этот факт и назвали имена членов бригады – врач Светлана Яковлева и фельдшер Андрей Бабанов.
А вот того самого пассажира, который фактически спас жизнь Юрию, ему найти пока не удалось. Но таксист просит передать, что очень благодарен ему за выдержку и грамотные действия.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Логистика, спасающая жизнь

Пациента приняли в Городской больнице № 26 на улице Костюшко. За считаные секунды прямо из приемного покоя доставили на КТ, опасения подтвердились – инсульт. Прямо из приемного доставили в операционную, готовили к экстренной тромбоэкстракции – операции по удалению тромба. Сейчас Юрию кажется, что на все ушло минут 15, он даже думает, что его оперировали прямо в зале, где КТ. Но это, конечно, не так. Хотя именно оперативность и слаженные действия всех медиков спасли ему жизнь.

Врач-хирург отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения Городской больницы № 26 Вадим Гостимский делал операцию Юрию. Хирург говорит, что, безусловно, молодцы его коллеги на скорой – действовали быстро и профессионально.

«Эта история, к сожалению, могла закончиться очень печально. Ишемический инсульт в столь молодом возрасте – не самое ожидаемое заболевание. Из-за тромба часть мозга не кровоснабжается, и мозг не может поддерживать данную функцию. Ситуация особенно опасна для пациентов молодого возраста, поскольку мозг не адаптирован к тому, что вдруг окажется без кислорода, и все может закончиться более худшим исходом», – рассказывает доктор.

Как только врачи узнали о тромбозе среднемозговой артерии у пациента и, вероятнее всего, наличии коронавирусной инфекции, которая затем подтвердилась, подготовили операционную. С момента поступления в больницу до пункции бедренной артерии (начала операции) прошло около 45 минут, включая переодевание операционной бригады в СИЗы.

«Мы уложились в так называемое терапевтическое окно, и для этого у нас разработана логистика: дежурные неврологи сразу из приемного звонят нам, чтобы мы были готовы. Мы находимся в режиме ожидания и стараемся, чтобы операционная была свободна», – объясняет Вадим Гостимский.
По его словам, в отделении регулярно работают с такими пациентами, весь персонал четко знает, что и как должен делать.

Юрию сделали высокотехнологичную операцию тромбоэкстракции – это одно из самых новых направлений в эндоваскулярной хирургии. По словам врачей, эффект от работы виден сразу на операционном столе. Хирурги восстанавливают кровоток, и пациент это ощущает. Например, у него не шевелилась левая рука, удаляют тромб – и пациент тут же может ее поднять. Юрий соглашается: все было именно так. Говорит, что буквально с каждой минутой чувствовал, как возвращаются силы. Даже хотел встать в реанимации, но медики пошутили: попытаешься – привяжем.

Ему снова сделали КТ и на следующий день отправили в Городскую больницу Св. Георгия – ведь у пациента был подтвержденный COVID-19, и оставаться в условно чистой 26-й больнице он не мог.

В больнице Св. Георгия он провел еще 12 дней, лечился от коронавирусной инфекции и от последствий инсульта. Врачи однозначно сказали, что именно инфекция спровоцировала инсульт, кроме того, у внешне здорового Юрия оказалась врожденная склонность к тромбообразованию, и коварный COVID-19 ударил по самым слабым местам. Сейчас он постоянно принимает кроверазжижающие препараты, но анализы и сегодня показывают, что тромбоциты повышены – так действует коронавирус. Сделанные впоследствии анализы показали серьезную пневмонию, хотя проблем с легкими Юрий не ощущает, видимо, весь удар пришелся на сосуды.

Сейчас пациент и доктор встретились. Юрий смахнул слезу – говорит, что после болезни появилась сентиментальность. Хирург улыбается: «Случай Юрия, конечно, непростой – два довольно тяжелых заболевания случились одновременно, и нам повезло, что удалось выйти с минимальными потерями. Появилась сентиментальность? Ну что ж, с этим можно жить».

«Количество тромбозов за последнее время увеличилось в разы, их провоцирует новая коронавирусная инфекция. Борьба идет во всех сосудистых бассейнах. Случаются тромбозы артерий нижних конечностей, очень тяжелые, приводящие к ампутациям. Если тромбоз в «мирное время» извлекается, то сейчас заболевание характеризуется рецидивирующими нарушениями свертывающей системы. Вирусные инфекции дают осложнения в виде тромбозов, это известный факт, но не в таком количестве. Сейчас это носит массовый характер. Следует отметить, что многие пациенты умирают не от инсульта (острого нарушения мозгового кровообращения), а от COVID-19. То есть причиной смерти явился не инсульт, а именно новая коронавирусная инфекция, потому что мы понимаем, что причиной тромбоза являлся именно COVID-19», Заведующий отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения Городской больницы № 26 Сергей Шендеров.