Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Сергей Довлатов на улице Рубинштейна не только пил, но и жил

Сегодня улица Рубинштейна вполне может помериться славой с Невским проспектом. Сюда любят заглядывать и петербуржцы, и туристы. Но, оказывается, эта улица, известная сегодня протестами местных жителей против расположенных здесь ресторанов, не менее интересна с историко-архитектурной точки зрения
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Экскурсовод Елена Михайлова, которая проводит здесь бесплатные экскурсии, уверена: рассказать все об улице Рубинштейна за один раз – невозможно. Поэтому свою задачу она видит в том, чтобы заинтересовать людей, передать удивительную атмосферу этой улицы, воплотившей в себе три века истории Петербурга.

Гений места

Два угловых дома, ведущих с Невского на Рубинштейна, как ворота на главную ресторанную улицу.

Здание справа некогда принадлежало великому князю Сергею Александровичу, генерал-губернатору Москвы, погибшему от бомбы террориста Каляева. И хотя дом был доходный, жить в нем считалось престижным. Поэтому снимали здесь квартиры далеко не бедные люди. Например, балетмейстер и танцовщик Шарль Луи Дидло, самой знаменитой ученицей которого была воспетая Пушкиным балерина Истомина. Или популярный зубной врач Хрущев, которому не нужно было далеко ходить за оборудованием. Именно во дворах этого дома находилась мастерская, где делали первые в России бормашины. Здесь же размещались бухгалтерские курсы Венедикта Езерского – особенно популярные в XX века.

Дом вначале был двухэтажный. Потом его надстроили. А два года назад и отреставрировали, вернув родные цвета.

На первом этаже, как и сегодня, располагался итальянский сетевой ресторан. Днем «Квисисана» – так он назывался в ту пору – был третьеразрядным заведением с дешевой водкой и незамысловатой закуской. А после 24.00 здесь собирались лица, как мы бы сегодня сказали, с низкой социальной ответственностью. Поэтому в городе говорили: если хотите представить себе Содом и Гоморру – вам в «Квисисану».

В советское время здесь располагался самый знаменитый рыбный магазин «Океан». Очереди в него доходили до Фонтанки. А сам магазин благодаря Довлатову дал еще одно название улице – «Рыбинштейна».
В доме напротив в начале века находилась знаменитая Булочная Филиппова. Здесь бывали совсем иные посетители. Запах кофе и свежевыпеченных булочек привлекал сюда нарядных дам и детей с боннами.

В 1862 году здесь была открыта первая женская Мариинская гимназия, которая положила начало всесословному женскому образованию в России. Ее окончила Анна Сниткина, вторая жена Достоевского. А в советское время здесь располагалось первое кафе с 15 автоматами, где выдавали разные блюда, в том числе борщи и супы. Острословы называли это кафе «гастритник». Теперь здесь работает «Макдоналдс». А на месте «Квисисаны» – другой итальянский ресторан. Ну чем не гений места?

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Для строителей коммунизма

Впрочем, Рубинштейна улица стала не сразу и за свою почти 300-летнюю историю поменяла несколько названий. Она была Головкиным и Троицким переулком, затем улицей Троицкой. Об этом напоминает недавно отреставрированный Братский корпус подворья Троицко-Сергиевской лавры. Само же подворье простиралось от Фонтанки до Рубинштейна, и имело весьма значимый статус. А его первый настоятель Архимандрит Варлаам был духовником восьми царствующих особ.

В 1920 году здесь был открыт Петроградский богословский институт, главная особенность которого состояла в том, что туда впервые набирали и мужчин, и женщин.

Единственный дом, разительно отличающийся своей архитектурой среди доходных домов Рубинштейна, – это «Дом-коммуна инженеров и писателей». Он был построен в 1929-1931 годах (архитектор Андрей Оль) для людей, готовых полностью посвятить себя строительству нового государства. Предполагалось, что бытом им заниматься будет некогда, поэтому в квартирах, а здесь их было 52, не было кухонь. Зато была столовая на 200 мест. Новые постояльцы въезжали сюда с большим энтузиазмом. Сдавали свои талоны на питание и кастрюли в общую столовую и радовались, что им не нужно будет готовить.

Еще одна особенность дома – плоская крыша, на которой организовали первый в городе солярий. По ней даже разрешалось ездить на велосипеде.

«Но, видно, что-то в архитектуре не срослось, потому что дом постоянно стоял в потеках. И это дало толчок юмористическому названию «Слеза социализма». А люди, которые в нем жили, по свидетельству Ольги Берггольц, назывались «слезинцами», – рассказывает Елена Михайлова.

Легенда гласит: когда Киров проезжал по этой улице, он говорил, что этот дом надо взять под стеклянный колпак, чтобы все знали, как не надо строить даже при социализме.

Несмотря на аскетичную архитектуру и бытовые неудобства, люди любили этот дом. Он один из немногих на Рубинштейна, где практически не продаются и очень редко сдаются квартиры.

Театр на Троицкой

Дом №13 – еще одна местная достопримечательность. В нем находилась театральная студия, которую посещал 16-летний Александр Блок. Одно время здесь располагалась и студия Всеволода Мейерхольда, правда, из-за его неуживчивого характера не очень долго.

В 1981 году в Доме самодеятельного творчества (так он стал называться в советское время) был организован Ленинградский рок-клуб, которому в этом году исполнилось 40 лет. А в 1995 году здесь поселился Детский музыкальный театр «Зазеркалье».

Розовый пятиэтажный дом на Рубинштейна, 18, тоже не чужд искусству. Некогда он принадлежал фабриканту и меценату Левкию Жевержееву, большому поклоннику театрального искусства и библиофилу, собравшему более 20 тысяч томов, ставших основой Театральной библиотеки и Театрального музея. В 1913 году на его средства был открыт Троицкий театр, в котором показали два спектакля. Трагедию «Владимир Маяковский», написанную им самим, и оперу «Победа над солнцем». В декорации к этой постановке впервые появился знаменитый «Чёрный квадрат» Казимира Малевича.

После революции здесь размещался кинотеатр «Баба Яга» (у петербуржцев всегда был очень своеобразный юмор). Затем здание отдали фронтовой труппе артистов. А в 1983 году здесь разместился Малый драматический театр – Театр Европы под руководством Льва Додина.

Снимался в кино

Следующий дом не просто знаменит, он имеет собственное имя – это Толстовский дом.

Даже тот, кто никогда не бывал в Петербурге, дом № 15-17 наверняка узнает. Это один из самых кинематографичных домов города. Здесь снимали такие популярные фильмы, как «Зимняя вишня», «Рожденная революцией», «Вам и не снилось», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» и многие другие.

Сегодня войти во двор одного из самых знаменитых творений архитектора Федора Лидваля не получится – ворота закрыты и надежно охраняются. Поэтому послушаем рассказ Елены.

«Толстовский дом называли «парадной анфиладой под открытым небом». Дом, построенный в стиле северного модерна, стал одним из символов Серебряного века. Его дворы, соединенные прекрасными ренессансными арками, создают особую атмосферу. Одна из его жительниц рассказывала, что дети могли не выходить на улицу, им хватало внутреннего пространства двора. Это был особый мир».

Дом строился как доходный, и квартиры в нем были рассчитаны на разный достаток. В одних парадных на площадке было 3-4 квартиры. В других, например, в 9 парадной, было 142 квартиры с коридорной системой и одной кухней на 12 квартир. Но всегда этом дом считался очень престижным. В нем жили люди, которые могли себе это позволить. Писатель Аркадий Аверченко, издатель Самуил Алянский (печатал Блока), певец Эдуард Хиль. Да и сегодня там живут не менее известнее граждане. Например, директор Михайловского театра Владимир Кехман, продюсер группы «Земляне» Владимир Киселев, балерина Ирина Колпакова, дирижер Марис Янсонс и другие. Здесь любит останавливаться и снимать квартиру Михаил Шемякин.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Дом Довлатова

Заслуживает внимания, пусть и не такого большого, и дом напротив. А славен он тем, что здесь была изготовлена первая советская пицца. В то время в СССР еще плохо представляли, что это такое. И потому выпекали пиццу почти такой же высокой, как булку. Однако это не смущало посетителей, которые выстраивались в очередь, чтобы продегустировать заграничную еду.

Рядом с Толстовским домом располагается не такой закрытый и престижный, но ставший особенно популярным в последнее время дом № 23, или дом Сергея Довлатова.

При постройке он тоже имел имя собственное: «Жилой комплекс петербургской купеческой управы». Одним из его пайщиков был Антип Ефремов, богатый вырицкий лесопромышленник. Возможно, сегодня о нем никто бы и не вспомнил, если бы не его сын Иван Ефремов. Тот самый, что здесь жил и написал «Лезвие бритвы», «Год Быка», «Таис Афинскую». Он же стал прототипом Федора Киврина из романа братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

В этом доме жили Джон Рид, Алексей Арбузов, родители Аркадия Райкина и его брат. В 1944 году сюда из эвакуации приехала семья Мечиков, которые получили две комнаты в коммуналке. В 1958 году в домовых книгах уже появляется фамилия Довлатов-Мечик, которого сегодня мы знаем, как писателя Сергея Довлатова.

А вот дом рядом (№38) не имеет собственного имени. Зато его житель дал название целой улице. Здесь в течение четырех лет жил известнейший пианист, дирижер, педагог, основатель ленинградской консерватории Антон Рубинштейн. Именно в его честь в 1929 году улица Троицкая и была переименована в Рубинштейна.

«Улица Рубинштейна – это не просто здания. Это история, это душа нашего города, это люди, которые жили здесь», – подытоживает Елена Михайлова.