Эксперты назвали ограничения для электросамокатов в Петербурге «вынужденными»
Компания Whoosh уже ввела ограничения скорости в 15 километров в час, которые действуют на Невском проспекте, площади Восстания и частично на Лиговском проспекте. Urent ввела ограничения скорости на Невском проспекте и сейчас тестирует функционал ограничения скорости по районам города, а компания MOLNIA отредактировала виртуальные парковочные зоны у станций метро и остановочные пункты в мобильном приложении. Эксперты «Петербургского дневника» сошлись во мнении, что ограничения были вынужденными.
Почему нарушают?
«Это положительно повлияет на сферу кикшеринга, могу сказать об этом абсолютно точно, – заметил организатор движения городских самокатов Let’s Kick Александр Нилов. – Запрет несколько снизит напряжение в городе, потому что считается, что та скорость, с которой передвигаются самокаты, в том числе и прокатные, несколько великовата для города. С одной стороны, это ноу-хау, потому что мировая практика говорит о том, что скорость 20-25 километров в час во многих городах мира распространена и это нормально. Учитывая отсутствие инфраструктуры в наших городах, если мы говорим про Москву и Питер, это еще куда ни шло, но в других городах страны еще хуже!»
При этом самокаты у нас чаще всего передвигаются по тротуарам, в отличие от Европы, где для них есть предписание двигаться по велодорожкам, отметил специалист.
«Там есть инфраструктура и большое количество этих велодорожек. У нас их нет в том количестве, в котором они нужны для передвижения с точки зрения транспорта. Соответственно, и велосипедисты постоянно вынуждены нарушать правила, и самокатчики ездят по тротуарам, – продолжил рассказ Александр Нилов. – С точки зрения компромиссного решения до тех пор, пока у нас заглохла поправка к правилам дорожного движения, которая разрабатывается с 2019 года, это будет очень хорошим шагом. Как минимум диалог городских властей и кикшеринговых компаний начался, и очень здорово, что компании идут на договоренности».
По словам эксперта, количество самокатов в городе растет: теперь это не только удобный транспорт для прогулки, но и быстрый способ добраться до работы или дома.
«Совершенно очевидно, что сервисы востребованы. Не секрет, что самокатами пользуются не только для прогулок и чтобы посмотреть город, многие берут его в качестве «транспорта последней мили»: добраться от метро до офиса или, например, в спальном районе – от метро до дома», – объяснил Александр Нилов в беседе с «Петербургским дневником».
Напомним, что Следственный комитет возбудил уголовное дело в связи с избиением писателя Валерия Айрапетяна двумя молодыми людьми на электросамокатах. Нилов подчеркнул, что ситуация вызвала огромное количество дискуссий о законодательном регулировании самокатов, хотя сам случай мало связан с самокатами как таковыми.
«Все СМИ подхватили это происшествие как самокатную тему. Но тут самокаты совершенно ни при чем. Ситуация: Невский проспект, самый центр города, двое людей избивают прохожего. При чем здесь самокаты? Вопрос – где была полиция? Понятное дело, тема самокатов стала хайпом после происшествия. Но я бы не стал мешать все в одну кучу», – полагает наш собеседник.
Помочь друзьям
Депутат петербургского парламента, член Комитета по законодательству и постоянной комиссии по вопросам правопорядка и законности Алексей Цивилев уверен, что новые ограничения – только часть необходимой работы с самокатами. По его словам, поддержали новые правила только три компании из восьми.
«Я присутствовал на этом совещании в четверг. Конечно, поддерживаю это решение, но этого недостаточно, потому что для полной безопасности необходимо создавать инфраструктуру, чтобы самокаты ездили не по тротуарам и дорогам, а по велодорожкам и чувствовали себя в безопасности. Но эти меры вынужденные, потому что федеральное законодательство пока тормозит, и город вынужден изобретать велосипед. Не все компании присоединились к этой акции. Сейчас важно пойти навстречу тем, кто присоединился. Ведь все будет идти естественным путем с точки зрения капитализма. Эти добрые для города друзья ввели ограничения, а остальные не введут, и пользователи пойдут ко вторым», – подытожил депутат.
Эксперт Института дизайна и урбанистики ИТМО Дмитрий Баранов считает, что любые меры, направленные на эту сферу, несильно повлияют на количество аварий. По его словам, нужен комплексный подход для всех участников дорожного движения.
«В европейских городах гораздо более развитая велоинфраструктура, безопасные скоростные режимы, которые позволяют ездить по проезжей части местных улиц. У нас пока эти проблемы не решены. Я сомневаюсь, что это значительно повлияет на безопасность всех участников дорожного движения. Вся проблематика основана на том, что случаи с электросамокатами привлекают очень большое внимание, поскольку это новое транспортное средство. В то же время доля таких ДТП в общей статистике аварий очень маленькая», – рассказал в беседе с «ПД» Дмитрий Баранов.