Отказ в мемориальной доске почетному гражданину Петербурга Стасюлевичу обжалуют
Президент Фонда развития городского самоуправления «1870» Кирилл Страхов рассказал «Петербургскому дневнику» о намерении обжаловать отказ Совета по мемориальными доскам увековечить память о почетном гражданине Петербурга Михаиле Стасюлевиче на доме по адресу: Галерная, 20. Поводом стали «вновь открывшиеся обстоятельства». Речь, как оказалось, идет о возвращении мемориальной доски.
«В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга я нашел журнал заседаний Городской думы от 1911 года, - рассказал «Петербургскому дневнику» Страхов. - После смерти Стасюлевича Городская дума рассматривала вопрос об увековечивании его памяти и приняла решение об установке памятной мраморной доски на доме 20 по Галерной улице, там где мы и предлагали. А в публикациях журнала «Вестник Европы» в 1912 году нашел заметку, что мемориальная доска установлена. Там написано, что это уникальное дело, ведь Стасюлевич был думским либералом, но решение было принято Городской думой единогласно».
Звание почетного гражданина Городская дума присвоила Стасюлевичу в 1909 году. Он стал последним почетным гражданином столичного Петербурга. До него было еще семеро. Среди них - географ Николай Пржевальский, городской голова Николай Погребов, граф Михаил Лорис-Меликов, основатель и попечитель института экспериментальной медицины принц Александру Ольденбургскому, американский дипломат Густав Фокс Ваза и первый почетный гражданин Петербурга, шапочных дел мастер, спасший Александра Второго от пули революционера, Осип Комиссаров.
Михаил Стасюлевич - историк, гласный городской думы, автор школьной реформы и издатель журнала «Вестник Европы». Последний читал и критиковал Владимир Ленин. Как итог - в Советском союзе о Стасюлевиче старались не вспоминать.
«Советская власть успешно стерла имя Стасюлевича из истории города, - констатировал Страхов. - Члены Совета по мемориальными доскам, отказывая, мне достаточно откровенно сказали, что они знают, кто он такой».
По найденной в архивах мемориальной доске, но пропавшей с дома на Галерной, Страхов отправил запрос в Музей городской скульптуры, в архивах которого может храниться мемориальная табличка.