Яндекс.Метрика
  • Борис Семенов

«Я верю, что правда восторжествует»: Ариадна Рокоссовская поделилась воспоминаниями о своем прадеде

С главным редактором «Петербургского дневника» Кириллом Смирновым правнучка маршала поговорила о своей книге «Маршалы Победы. Семейные воспоминания»

В рамках Международного книжного салона 27 мая главный редактор «Петербургского дневника» Кирилл Смирнов провел онлайн-интервью с автором книги «Маршалы Победы. Семейные воспоминания» Ариадной Рокоссовской. Правнучка великого маршала рассказала о семейных воспоминаниях и о работе над книгой.

По словам Ариадны Рокоссовской, идея книги собрать интервью, воспоминания о великих маршалах Победы удалась.

«Это не была моя идея, а идея моего редактора в «Российской газете». Но идея была блестящая, потому что тогда еще были живы люди, знакомые с ними близко. Поколение уходит, и надо сохранять эти воспоминания. И не только маршалов, но и блокадников, тружеников тыла. Это наша живая история, наследие, которое нужно хранить», – сказала она.

Отвечая на вопрос, чувствуют ли наследники маршалов свою привилегированность, Рокоссовская отметила, что они чувствуют общность.

«В Фонд памяти полководцев Победы мы объединились, чтобы хранить память о Победе. Мы сидели в квартирах, где были пыльные кабинеты с мундирами, личными вещами. У нас до сих пор хранится бритва деда Кости. Что-то отдано в музеи, но многие вещи до сих пор хранятся дома. В то время казалось, что это нужно только нам. И мы стали собираться, стали вместе ходить возлагать цветы к Могиле Неизвестного Солдата, к могилам наших предков. Собирались в кафе на День Победы. У нас есть чувство миссии сохранения памяти об этих людях», – пояснила она.

При этом многие потомки полководцев отмечают, что в них узнаются черты великих предков.

Рассказала Ариадна Рокоссовская и о знаменитом маршальском доме на улице Грановского. В книге ему уделено большое внимание. Несмотря на то что там жили маршалы и партийные работники, сохранились в доме и коммунальные квартиры. При этом все отлично уживались.

«Детям, например, было все равно, кто есть кто. Нина Филипповна Голикова вспоминала, что ее сын Саша сидел на крыльце однажды. И тут выходит маршал Жуков, весь в орденах, собирается на парад. Он поднимает голову и говорит: ''Ха, у моего дедушки такая же папаха''», – поделилась она и добавила, что в этом же доме, например, жила семья писателя Виктора Драгунского.

Правнучка Рокоссовского отметила, что сейчас модно вспоминать, как маршалы и полководцы везли с собой после Победы вещи и мебель из Германии.

«Но почти все они сдавались на ответственное хранение в Минобороны. И только в 90-е годы люди смогли эту мебель выкупить. До этого они все жили на всем казенном», – пояснила она.

Развеяла правнучка и миф об извинениях Сталина перед Рокоссовским за арест. По словам Ариадны Рокоссовской, подлинных доказательств этого разговора нет. Хотя она предполагает, что сами извинения были возможны.

«Это возможно. Прадед не рассказывал ничего о том, что было связано с арестом. Что он находился под следствием в «Крестах», мы знаем из архивных документов, по воспоминаниям, например, Георгия Жженова, который сидел в соседней камере. Об извинениях дед тоже ничего не говорил. Я предполагаю, что это возможно. Но это такая легенда», – отметила она.

Рокоссовская рассказала и о книге своего прадеда «Солдатский долг», которую он сам писал и переписывал от руки. Она была переиздана уже в наше время.

«Проблема заключалась в том, что цензура в советские годы ее искромсала, переписала. В 90-е годы появилась возможность восстановить его мемуары. И мы с издательством АСТ решили сделать ее трехмерной. Добавили письма к моей бабушке, подобрали воспоминания его друзей, фронтовых журналистов, чтобы получился взгляд на него во время войны», – поделилась она.

Ариадна Рокоссовская отметила, что Великая Отечественная война для военных оказалась совсем не внезапной, как сейчас принято об этом говорить.

«Прадед служил на границе и вспоминал, что там происходили чудовищные вещи. Например, наши ПВО заставили сесть фашистский самолет. Отобрали у летчиков фотоаппаратуру и пленки, там были запечатлены аэродромы у границы. Но их пришлось отпустить и отдать всю технику по приказу сверху», – вспомнила она семейные рассказы.

Правнучка добавила, что маршал Рокоссовский с первых дней войны верил в Победу. Об этом он писал своей жене, говорил военным журналистам.

Отдельная глава в книге «Маршалы Победы. Семейные воспоминания» посвящена отношениям Жукова и Рокоссовского. По словам правнучки маршала, эти два полководца были абсолютно разными.

«Они сошлись, как лед и пламя. Но для Сталина, я думаю, это было очень удобно. Жукова можно было отправлять туда, где нужно было жестко решать. Рокоссовского – туда, где маневреннее. Всякое между ними было, но они всю жизнь были друг рядом с другом», – поделилась она.

Во время беседы затронули и тему современной Польши. Ведь сам Константин Рокоссовский был поляком, он также был министром обороны Польши. А не так давно в этой стране памятник великому маршалу подвергся вандальному нападению.

«Польша – она разная. Правящая там партия сейчас насаждает такое видение истории, полностью меняют оптику. Но очень много поляков, которые мне предлагают перевести книгу о прадеде на польский. Просят не думать о том, что «все поляки такие идиоты». Я верю, что есть люди, которые изучают историю и не могут не понимать, что происходило на самом деле, что выживет здравомыслящее зерно и правда восторжествует», – заключила Ариадна Рокоссовская.