Наталья Ашимбаева: «Достоевского уже при жизни современники называли провидцем, пророком»
– В чем состоит феномен Достоевского, или, как говорят сегодня, чем он так крут, что его признают самым читаемым автором в мире?
– Этот вопрос мне часто задают журналисты, читатели, посетители музея... Однозначного ответа нет, прежде всего в силу масштаба творческого мира Достоевского, в котором каждый может найти для себя что-то важное. Большинство читает, конечно, художественные произведения Достоевского и в большей мере романы, в которых колоссальное напряжение событий сочетается с невероятным, часто невыносимым напором душевных переживаний героев. Но действие существует не само по себе как острый сюжет, а в сплаве с поисками смысла существования, с проблемой выбора между добром и злом, с поисками веры героев Достоевского.
– И желанием разобраться в человеческой природе, так?
– В письме к брату молодой Достоевский писал: «Человек есть тайна… Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Это была рано поставленная задача, решению которой он посвятил свою жизнь. Проникновение в глубины душевной жизни человека, максимализм духовно-нравственной проблематики произведений Достоевского имеют значение общечеловеческое, универсальное, и в этом одна из главных причин притягательности его художественного мира.
Но Достоевский глубок и многогранен. Да, есть и другая сторона. В своих романах Достоевский одновременно и философ, и религиозный мыслитель, и публицист, но прежде всего – писатель, художник.
Для читателей ХХ-ХХI веков он не только знаток человеческой души, но и провидец, пророк, сумевший понять процессы исторической жизни, угадавший катастрофы будущей России.
Сегодня даже пишут, что он едва ли не предсказал пандемию коронавируса. И в доказательство цитируют сон Раскольникова: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу».
– Достоевского уже при жизни современники называли провидцем, пророком.
– Сам он называл себя писателем, «одержимым тоской по текущему», жадно всматривался в русскую жизнь своего времени. И умел видеть многое глубже, чем это было доступно современникам. Живя за границей, испытывал тоску по России, не раз в письмах Аполлону Майкову, Николаю Страхову и другим своим корреспондентам жаловался, что без связи с Россией не может писать. Опасался, утратив эту связь, потерять свой дар. Публицистика была ему так же необходима, как художественное творчество, и в публицистике он во многом оставался художником.
– То есть публицистика, факты современной жизни питали его произведения?
– Да, например, «Дневник» 1877 года стал подготовительной лабораторией к роману «Братья Карамазовы». Во время работы над «Бесами», толчком к созданию которого послужило нечаевское дело, Достоевский писал Страхову: «На вещь, которую я теперь пишу… сильно надеюсь, но не с художественной, а с тенденциозной стороны; хочется высказать несколько мыслей, хотя бы погибла при этом моя художественность. Но меня увлекает накопившееся в уме и в сердце; пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь». Роман «Бесы» – это гениальное произведение, в котором художественность и публицистика оказались сплавленными воедино в грандиозную трагическую картину.
В наше время публицистика Достоевского обрела новую актуальность. Перечитывая статьи «Дневника писателя», поражаешься диапазону его интересов к разным сторонам жизни России: факты самоубийств среди молодежи, война на Балканах, еврейский вопрос, реформа суда, громкие уголовные процессы, спиритизм, события в литературном мире… Достоевский реагировал на факты действительности стремительно.
– Может, в этом и состоит секрет его притягательности?
– Открывая едва ли не любые статьи «Дневника», мы читаем многие из них так, как будто они были написаны сегодня о том, что происходит в нашей жизни, в политике, в молодежной среде. Работая над новой экспозицией в Музее Достоевского к 200-летию писателя, мы стали подбирать материалы, которые могут быть интересны современному читателю, посетителю музея. И едва ли не в каждой статье нашли суждения, откликающиеся на события и ситуации нашего времени. Отношения России с Европой, институт адвокатуры, противостояние либералов и консерваторов, торжество прагматизма, меркантильности…
Казалось бы, как же так? Изменились времена. Сегодня мы живем не в той реальности, в которой жил Достоевский. Но его уникальная способность заметить, описать самую суть явлений делает произведения писателя актуальными и сегодня.
Достоевский – конечно, прежде всего художник, который все, о чем он размышлял, что видел в действительности, облек в художественную форму, воплотил в своих произведениях. В этом и состоит тайна его притягательности для многих людей.
Справка
В 1849 году Достоевский был приговорен к смертной казни, но потом ее заменили на каторгу, где он провел более четырех лет. Самые значительные произведениям Достоевского – «Дневник писателя» и так называемое «великое пятикнижие»: романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».
За свои рукописи Достоевский получал втрое меньше, чем Тургенев, – 150 рублей против 500. Сам он считал, что его творчество стоит дороже.
Роман «Игрок» Достоевский написал за 21 день. Он остро нуждался в деньгах, и стимулом послужило желание заработать.
Достоевский очень любил крепкий черный чай и пил его так часто, что для него всегда держали наготове горячий самовар.