Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Евгений Алехин: «Независим тот, кто сам о себе заботится»

Писатель и участник групп «Ночные грузчики» и «Макулатура» больше десяти лет назад создал независимое книжное издательство «Ил-music». В беседе с «Петербургским дневником» он рассказал, с чего все начиналось и за какими авторами обязательно стоит следить
Евгений Алехин: «Независим тот, кто сам о себе заботится» Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Независимое книжное издательство «Ил-music» выросло из музыкального лейбла 10 лет назад.

«Я – паразит»

За это время здесь вышли книги Эдуарда Лимонова, вокалиста группы «Последние танки в Париже» Лехи Никонова, Романа Сенчина... Алехин признается, что пришлось научиться верстать и делать обложки. Помогал ему басист «Макулатуры» Кирилл Маевский. Лишних рук не было: первые книги Алехин сам тащил на шестой этаж своей московской квартиры. За книгоиздание он взялся еще и потому, что любит сам редактировать книги.

«Это был 2011 год, моя первая книга вышла в издательстве «ЭКСМО», – вспоминает Евгений. – Очень не понравилось, как там обходились с автором. Я пел в группе «Макулатура», наш басист Кирилл Маевский в то время печатал диски, клеил коробочки. И говорил, что он не просто лейбл, но издатель. Говорю: «Раз ты издатель, давай издавать мои книги». У нас есть аудитория, зачем нам другие издатели? Но не хотелось делать это только для себя».

Поэтому начинающие издатели привлекли других писателей.

«Мне была интересна только художественная проза, а Маевскому, наоборот, не очень стала она интересна, поэтому в итоге мы разделились, и мне отошло изначально его издательство. Он гений, а я паразит!» – иронизирует Алехин.

Что такое независимое издательство, он формулирует довольно просто: те, кто заботится о себе сам и рассчитывает только на свои силы. В этом и состоит отличие от крупных игроков рынка.

«За других говорить не смогу. Независим тот, кто сам кормит себя, обслуживает. Я сейчас стараюсь сам делать или хотя бы контролировать каждый этап – обложку, верстку, вычитку, поэтому книг мало выходит. В основном мои и Кирилла Рябова, которого я больше всех в современной литературе ценю», – рассказывает издатель.

Он считает, что без аудитории запустить свое книжное издательство невозможно.

«Так мы увидели, что у нас есть слушатели рэп-музыки, готовые читать. Так книжные магазины становятся издателями. Можно стать издателем, если ты автор популярного Telegram-канала, посвященного книгам, или просто модный писатель. Но иначе я не знаю. Либо если просто есть силы и деньги, которые куда-то хочется направить. Всякое бывает», – считает наш собеседник.

Сейчас, замечает он, читатели нередко жалуются на дороговизну книг, особенно в сетевых магазинах. У независимых издателей проблем с этим меньше – они сами регулируют цену.

«Из чего угодно: качество печати, количество экземпляров, гонорар автора, наценка книжного магазина. Мне обычно не жалуются, а если жалуются – отсылаю к PDF-файлам, которые обычно сливаю в Сеть», – рассказывает Алехин.

Все сошлось

В сообществе независимых издателей Евгений не крутится. Признается, что и не знает, существуют ли такие объединения вообще.

«Знал только ребят из «Фаланстера», они же Common place, с ними пару книг делали в 2013 году. Еще петербургский магазин «Все свободны» – они издавали мой первый роман. В «Циолковском» были хорошие ребята с хорошими книгами, не считая их главного, усача: вот это совершенно мутный мужик. Отдавая ему книги, взамен можно ничего не ждать, даже спасибо. Скорее всего, он просто тебя не узнает при встрече», – делится Алехин.

Есть почитать что?

Среди знаковых книг, которые выпустило издательство «Ил-music», роман «Сочинения» Марата Басырова – петербургского писателя, финалиста «Национального бестселлера – 2014». Сооснователь литературного объединения «Ленинградское дело» ушел из жизни пять лет назад. Также Алехин выделяет роман Антона Секисова «Кровь и почва» (2015) и сборник Кирилла Рябова «Висельники» (2020).

«Потому что изданы красиво, вовремя, и все сошлось по редактуре, авторскому и издательскому видению. Когда издавалась книга Антона Секисова, например, мы снимали сериал и бомбили других писателей, обзывая их самозванцами, и это был яркий продюсерский миг в моей жизни. Сочинения Марата вышли после его гибели – и семья получила всю прибыль от небольшого тиража и даже немного сверху, и это был печальный красивый жест. Ну и оформление не подкачало».