Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Как привить детям любовь к чтению

Главное – показывать личный пример, напоминают эксперты

Дети из России лидируют по числу любителей чтения среди детей всей Европы или даже мира. Такую статистику недавно огласил президент Российского книжного союза Сергей Степашин. Но уже начиная с подростков, то есть с 13 лет, статистика начинает портиться. Если посмотреть статистику книгочеев в возрасте от 15 лет, то Россия уже перемещается на 40-е место в мировом списке, а среди взрослых старше 30 лет – на 60-е.

В книжных магазинах и издательствах не раз говорили, что их бизнес разорился бы после появления гаджетов, если бы не дети. В то же время, по опросам социологов, только треть подростков читают какие-то книги для удовольствия, сверх школьной программы. Если интерес к чтению падает, как только оно перестает быть обязанностью, значит, детей так и не научили любить книгу. А почему? На этот вопрос «Петербургскому дневнику» отвечали детский писатель Сергей Махотин и психолог Татьяна Гилева.

Листать и нюхать

Первое, что стоит сделать, спросить себя: читаете ли вы сами? Если ребенок не видит своего родителя за книгой, а только за компьютером, то почему он будет верить словам о том, что чтение интересно и полезно? И даже если показать ему экран и объяснить, что в гаджете тоже книга, только электронная, он не поймет.

«Книгу приятно держать в руках, листать, нюхать, – говорит Сергей Махотин. – И главное: всячески дать понять, что чтение – это не непосильный труд, а удовольствие. Читать вслух – вообще здорово, а главное, дети сами страшно любят читать вслух. К счастью, у нас есть конкурс «Живая классика», где дети выступают чтецами сначала в школе, потом в районе, а в финале – в Кремлевском Дворце съездов».

Единственная проблема, отмечает Махотин, в том, что иногда дети выбирают книгу не сами, а по советам учителей, которые подсовывают детям не самые подходящие для них книги, например, о войне. И, не объясняя смысл трагедии, пытаются передать его интонацией. У детей остается тягостное впечатление, и любви к книге и конкретно к этому автору оно не добавляет.

Нейронные связи

Впервые конкурсы чтецов появились в Германии, когда ученые заметили, что прививать любовь к чтению нужно до 6-го класса, а затем происходит перелом в сознании. Словом, если к этому возрасту юный гражданин не начал читать, то уже и не начнет.

В науке это называется: сброс нейронных связей. Организм, чтобы высвободить энергию для роста, сбрасывает излишки энергии и избавляет себя от ненужных, с его точки зрения, занятий. Главное – сделать так, чтобы чтение к тому времени тоже не стало «ненужным».

К сожалению, даже обязательного чтения в школе сейчас так много, что ребенок ходит в школу как на тяжелую работу, резюмирует Махотин. Хорошо, что у нас стали бурно развиваться библиотеки по примеру скандинавских стран. Теперь это не только книгохранилище, но и клуб по интересам, откуда даже не хочется уходить. Писатель похвалил областную библиотеку на проспекте Мориса Тореза, библиотеку имени Пушкина на Большой Морской улице и две в райцентрах: в Выборге и в Сланцах.

Сказкотерапия

Детский психолог Татьяна Гилева также отметила, что чтение должно стать приятным ритуалом, для которого следовало бы выделить особое место в квартире и время в сутках. Можно добавить в процесс неких тактильных радостей. Как бы нас ни умиляли книжки с пушистыми лапками и ворсистой обложкой, ребенку куда приятней будет сидеть с мамой под пледом. Даже если книжка при этом будет из обычной бумаги.

«В психологии есть направление – сказкотерапия. Маленький читатель не только узнает сюжет, но еще и обсуждает, как бы он сам поступил в ситуации и как бы помог герою. Я тоже иногда пишу такие сказки, – говорит психолог. – Чаще про животных, потому что вместо «один мальчик поступил плохо» проще и понятней будет писать про зверька». Сказки не дают прямого ответа, но заставляют задуматься. Есть игры со сказками: придумай конец для сказки или попробуй перенести героев в другой мир и придумай, что стало бы с ними там. Дети часто не согласны с итогом, поэтому его меняют. Кстати, родителям не нужно пугаться, если ребенок постоянно просит почитать одну и ту же сказку. Не зря все детские сказки типа «Колобка» созданы по типу повторения: дети знакомятся с миром посредством цикличного восприятия. Впрочем, спросить, почему нравится именно эта сказки, пожалуй, стоит. Вдруг там описывается та же непростая ситуация, в которой находится сам ребенок».

Любовь к книгам – хороший способ взаимодействия со сверстниками. В последние годы у нас не появлялось такого яркого героя как Гарри Поттер, на котором выросло уже предыдущее поколение детей. Сейчас у детей популярны книги, созданные на основе мультиков и даже компьютерных игр.

«Я считаю, нет ничего плохого, если ребенок читает, например, книги про Майнкрафт, раз уж игра стала частью жизни», – говорит Татьяна Гилева.

И все же главная функция книги в руках ребенка: помочь ему познать себя, определить свои пристрастия и нужды. Поэтому уж точно не стоит гнаться за модой и читать что-либо только потому, что эта книга популярна у одноклассников.