Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Вице-губернатор Петербурга Борис Пиотровский: «У меня самая интересная работа. О чем можно еще мечтать?»

Об экспозиции Государственного музея истории Петербурга на Охтинском мысе, подготовке к проведению праздника «Алые паруса» и новой концепции развития культуры – в интервью вице-губернатора города Бориса Пиотровского

– Борис Михайлович, после прихода в правительство Петербурга, полагаю, для вас открылась совершенно иная сторона жизни города. Как вам в должности вице-губернатора?

– Как говорят в правительстве Петербурга, чтобы полноценно включиться в работу, нужно 100 дней. У меня они как раз прошли, поэтому я считаю, что полноправно вступил в должность вице-губернатора Петербурга. Работа очень ответственная и важная, много дел. Времени ни на раскачку, ни на адаптацию членам правительства города не выделяется. Много интересных задач и поручений, которые нужно выполнять, и это вселяет силы для их реализации.

– До прихода в администрацию города вы работали при Государственном Эрмитаже, в том числе над созданием VR-экскурсий. Давайте напомним нашим читателям, в чем суть этого проекта.

– Да, я был продюсером проекта Hermitage.VR «Эрмитаж. Погружение в историю». Это фильм в формате 360°, рассказывающий историю создания музея. Главную роль в нем исполнил Константин Хабенский. Кстати, сегодня он является амбассадором Евро-2020. Мы с ним как раз встречались на одном из мероприятий, посвященных чемпионату Европы по футболу.

Фильм и сегодня демонстрируют в Эрмитаже. Правда, сейчас в связи с эпидемической обстановкой его показ, конечно, приостановили. Над ним работала команда моих единомышленников. Сергей Захаров – креативный продюсер, Михаил Антыков – режиссер. В любом случае, после прихода в правительство Петербурга, я над этим проектом уже не работаю. У меня много других интересных задач. Надеюсь, что у ребят найдутся силы и средства, чтобы снять вторую часть фильма.

– Власти города планируют взаимодействовать с Эрмитажем более плотно в части развития совместных проектов? Возможно, есть новые идеи, задумки, о которых можно рассказать?

– Конечно, мы и сейчас сотрудничаем с музеем по нескольким направлениям, например, совместно проводим День Эрмитажа, а уже на этой неделе стартует XVI Санкт-Петербургский международный книжный салон, в котором также примет участие Эрмитаж. Событий очень много, но для меня сегодня в приоритете – жизнь города, но это не значит, что мне перестал быть интересен главный музей Петербурга.

Как я часто говорю, у меня самая интересная работа в правительстве. Я занимаюсь развитием культуры и спорта в любимом городе. О чем еще можно мечтать?

– Есть ли мысли внедрить VR-технологию в городские проекты? Если да, то в какие?

– Мы снимали фильм Hermitage.VR «Эрмитаж. Погружение в историю» еще в 2017 году, когда о VR-технологии только начали говорить. Сейчас уже 2021 год, ее много где используют. Например, в Государственном литературном музее «XX век», который недавно открылся после реконструкции. Сейчас он работает на базе Музея-квартиры Михаила Зощенко. В нем как раз используют мультимедийные технологии – они важная часть, которая дополняет основную экспозицию. Еще один яркий пример – Центральный выставочный зал «Манеж», который часто прибегает к той же технологии. Постепенно городские музеи, выставочные пространства, креативные площадки модернизируются, используя дополненную реальность.

– Что собой представляет концепция развития сферы культуры? Какие основные направления она затрагивает?

– Сама по себе концепция – это системный подход к развитию сферы культуры города, то есть мы, грубо говоря, собираем и объединяем все те направления, которые должны реализовать до 2035 года. Ее появление – уже огромный шаг для развития отрасли, фактически это отдельная работа над каждым направлением: музыка, кино, театр, креативные пространства, дома культуры. Мы делаем некий срез, анализируем и смотрим, в каком сейчас они состоянии и что важно сделать для их развития в первую очередь, а что можно пока отложить. Другими словами, определяем приоритеты, создаем системообразующий документ. В городе работает Совет по культуре, который возглавляет губернатор Петербурга Александр Беглов. Совсем недавно глава города поставил задачу завершить разработку и принять концепцию на ближайшие 13 лет.

В будущем концепция может лечь в основу многих документов Комитета по культуре Петербурга, Комитета по финансам. Это даст нам четкое понимание о тех средствах и целях, которые понадобятся для поднятия направлений музыки или кино, например. И мы сами сможем оценивать работу, анализируя и сверяя ее согласно концепции.

Отмечу, что одна из задач, которую я ставлю перед собой и коллегами, – открытость органов исполнительной власти, то есть максимальная прозрачность нашей работы для жителей Петербурга. Другими словами, все, над чем мы работаем, включая концепцию развития культуры Петербурга, – об этом мы рассказываем горожанам, готовы принять участие в общественных обсуждениях, узнать мнение профессионального сообщества.

Например, сейчас наша концепция находится на рассмотрении у деятелей культуры. Сейчас они продолжают делиться с нами мнением о проделанной работе. Относительно недавно мы встречались с представителями Санкт-Петербургского отделения Союза театральных деятелей России, которые раскритиковали описанные в концепции подходы по развитию этой сферы культуры. Мы их мнение, безусловно, учтем, совместно проработаем вопросы.

– Если говорить о культурных направлениях более конкретно. Как вы относитесь к уличным музыкантам? Действительно ли сегодня это проблема для города?

– Думаю, что сегодня в первую очередь нужно сделать две вещи. Найти баланс и не ограничивать деятельность уличных музыкантов, с одной стороны, и соблюсти права горожан на спокойный отдых – с другой. Для этого нам нужно разработать закон и критерии для урегулирования этого вопроса. Сегодня существует специальная комиссия при Законодательном собрании Петербурга, а также сформирована рабочая группа при правительстве города. В нее входят Комитет по культуре города, общественные организации, уличные артисты, жители Петербурга. Учитывая интересы всех заинтересованных сторон, мы должны провести взвешенную работу и найти этот баланс.

При этом артистам совсем не обязательно перемещаться в спальные районы города для выступлений. Если мы говорим о музыкантах, которые выступают с усилителями звука, то они могут мешать людям, которые живут рядом, как это происходит на Большой Конюшенной, Малой Садовой, Конюшенной площади, Невском проспекте. Но это не значит, что они не должны заниматься творчеством, – нужно уметь договариваться. Может быть, в центре города есть места, где можно использовать такую технику и она не будет мешать горожанам. Мы должны понять, нужно ли и как регулировать громкость и время выступлений и, повторюсь, разработать документ, учитывающий интересы всех сторон.

– Возможно, что музыкантам разрешат выступать в метрополитене Петербурга, как это практикуется в Москве?

– Это хорошая идея. Мы обязательно ею займемся совместно с вице-губернатором города Максимом Соколовым, после того как проработаем вопрос с судьбой уличных музыкантов. Правда, пока я до конца не уверен в большой потребности музыкантов выступать в метрополитене Петербурга. В любом случае идея требует проработки. Я пока не получал предложений или жалоб относительно выступлений в метро. Поэтому посмотрим, внимательно изучим этот вопрос.

– Как сегодня идет подготовка к «Алым парусам»? Что ждет петербуржцев и гостей города?

– В этом году праздник пройдет в традиционном очном формате. Мы утвердили дату проведения – 25 июня. Как всегда, будет задействована Дворцовая площадь, где пройдет концерт, а также набережные. Акваторию Невы украсит наше знаменитое представление. Отмечу, что мы будем исходить из 50-процентной заполняемости Дворцовой площади, а это около 45 тысяч человек, которых планируется распределить по отдельным секторам по несколько классов в каждом. В этом году выпускники придут на праздник без сопровождающих. Исключения коснутся только детей с ограниченными возможностями.

Кроме того, в этом году вся страна празднует 800-летие Александра Невского. Это событие станет одной из тем праздника «Алые паруса». В частности, планируется организация представления в районе стрелки Васильевского острова, посвященного Ледовому побоищу. Также эта тема будет так или иначе подниматься во время концерта на Дворцовой площади.

– В этом году должен пройти Санкт-Петербургский международный культурный форум. Расскажите – что ждет участников форума?

– Мы очень надеемся, что форум также пройдет в очном формате с 11 по 13 ноября. Тема этого года – «Культурные коды новой реальности». Обсудим, чему нас научила пандемия, то, как мы ее переживаем. Предварительно, будет работать 14 тематических секций. В них будут участвовать деятели культуры. Надеемся, что на форум приедут гости из-за границы. Сейчас мы ведем переговоры с представителями разных стран.

К слову, в 2022 году исполняется 350 лет со дня рождения основателя Петербурга Петра I. Уже сформирован региональный комитет по подготовке к празднованию, который я возглавляю. Об этом событии мы будем говорить и на Санкт-Петербургском международном культурном форуме – представим план основных юбилейных мероприятий.

– Конюшенное ведомство могут отдать по городской программе в аренду за рубль. Сегодня это единственное решение спасти памятник?

– У нас есть четкое понимание, что Конюшенным ведомством необходимо заниматься. Это одно из знаковых мест города, которое сегодня находится в плачевном состоянии. И мы, конечно, хотим проработать этот вопрос, чтобы привести памятник в порядок. Сейчас на рассмотрении несколько различных вариантов.

Есть предложение от ГК «Киевская площадь». Сейчас оно находится на рассмотрении нашего инвестиционного блока. Думаю, что привлечение инвестора к спасению Конюшенного ведомства – для нас самый правильный вариант, в том числе с точки зрения экономии бюджетных средств и их перераспределения. В любом случае, Конюшенное ведомство – памятник федерального значения, а значит, глобальная реконструкция его не коснется.

– Петербуржцы также обеспокоены судьбой Охтинского мыса. Есть ли сегодня конкретика по нему?

– Мы договорились с представителями компании «Газпром нефть», в чьей собственности находится участок, о появлении на Охтинском мысе выставочного пространства общей площадью 1,5 тысячи квадратных метров. Над концепцией экспозиции будет работать Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Предложение планируется реализовать в рамках создания инновационного комплекса компании. Музей должен будет разработать концепцию экспозиции, мы ее обсудим с коллегами и утвердим. Вероятно, она будет посвящена истории Охтинского мыса.

– Судя по вашему «Инстаграму», вы большой поклонник бега. Вы профессиональный бегун или скорее любитель?

– Я, конечно, не являюсь профессиональным спортсменом. Было бы сложно совмещать эту карьеру с работой в правительстве Петербурга. Бег, скорее, – мое любимое хобби, которым я увлекаюсь 3-4 года. Во время пандемии коронавируса мое увлечение только закрепилось. Правда, сейчас, будучи в должности вице-губернатора Петербурга, бегаю мало, но стараюсь уделять хотя бы несколько часов в неделю на него. Также стараюсь участвовать в городских марафонах, один из которых пройдет 30 мая – это всероссийский полумарафон «ЗаБег.РФ», надеюсь, что тоже побегу со всеми.

Закрыть