Яндекс.Метрика
  • Михаил Григорьев

Чемпионат Европы – 1968. Как сборная СССР проиграла по жребию

В преддверии Евро-2020 «Петербургский дневник» вспоминает выступления нашей сборной на предыдущих чемпионатах Старого Света. Сегодня мы расскажем о том, как в 1968 году советская команда не прошла в финал

После второго розыгрыша в 1965 году Кубок Европы переименовали в чемпионат Европы. Изменили и формулу турнира: плей-офф теперь начинался с четвертьфинала, а его участниками становились победители восьми отборочных групп. По этой системе провели три чемпионата (1968, 1972, 1976).

УВЕРЕННОЙ ПОСТУПЬЮ

В сборной СССР в 1967 году в очередной раз сменился тренер – на капитанский мостик взошел Михаил Иосифович Якушин, знаменитый футболист 1930-х, получивший у болельщиков прозвище «Хитрый Михей», ставший одним из лучших тренеров страны. Он успешно работал с московским «Динамо», которое под его руководством шесть раз выиграло чемпионат СССР, совершило триумфальное турне по Великобритании в 1945 году, а в 1959-м открыло для советского футбола Южную Америку. Якушин ранее неоднократно входил в штаб сборной, в нескольких матчах руководил ею, а также тренировал олимпийскую команду.

Сборная СССР сохранила костяк состава, занявшего четвертое место на чемпионате мира 1966 года. Усилил команду форвард «Торпедо» Эдуард Стрельцов, которому футбольные чиновники разрешили выступать на международном уровне. Один из самых больших талантов нашего футбола, потерявший семь лет в спорте, переживал вторую молодость. Дебютировал в сборной Анатолий Бышовец из киевского «Динамо», виртуоз дриблинга и обводки.

При формировании групп к чемпионату Европы – 1968 учли рейтинг национальных команд. Наша сборная была «сеяной» и справилась с ролью фаворита в компании с соперниками из Греции (4:0 и 1:0), Австрии (4:3 и 0:1) и Финляндии (2:0 и 5:2). В сезоне-1967 советская дружина показывала столь мощный футбол, что авторитетный журнал «Франс Футбол» назвал ее лучшей в Европе по итогам года. В товарищеских матчах были побеждены сборные Франции (4:2), Шотландии (2:0), Мексики (2:0), Болгарии (2:1), Чили (4:1), а с чемпионами мира англичанами на «Уэмбли» наши добились ничьей – 2:2.

ВПЕЧАТЛЯЮЩИЙ РЕВАНШ

В четвертьфинале весной 1968 года соперником стала сборная Венгрии, у которой на ЧМ-1966, а также в четвертьфинале наши выиграли в равной борьбе (2:1). Мадьярский нападающий Флориан Альберт в 1967 году стал лауреатом «Золотого мяча» как лучший футболист Европы, опасны были и его партнеры Ференц Бене, Золтан Варга и Янош Форкаш.

Первая игра прошла в Будапеште 4 мая на «Непштадионе». У хозяев поля не сыграли Альберт и Бене, но их команда проявила свои самые лучшие качества – технику, фантазию, сыгранность, а также сумела четко и хладнокровно выполнить план на матч. Моментов в игре было немного, но венгры дважды их реализовали, в обоих случаях, как после матча заявил Якушин, не выручил вратарь Анзор Кавазашвили.

У советской команды, сыгравшей вторым номером, не смогли использовать шансы забить такие мастера, как Эдуард Стрельцов, Анатолий Банишевский и Игорь Численко. Поражение 0:2 и труднейшая задача – победить в ответной встрече с необходимым счетом.

Ответный матч прошел 11 мая в Москве в переполненных «Лужниках». Этот матч стал одним из лучших в истории сборной СССР, авторитетный футбольный журналист Лев Филатов включил его в свою «сборную матчей», в которой были и финальные игры чемпионатов мира.

Советская команда с первых секунд заиграла в высочайшем темпе и не снижала его до финального свистка. В середине первого тайма венгерский защитник, прерывая прострел Анатолия Банишевского, срезал мяч в свои ворота. Во втором тайме, когда стало казаться, что наши футболисты сейчас начнут выдыхаться и психологически надломятся, в самый нужный момент Муртаз Хурцилава со штрафного удара, назначенного метрах в 25 от ворот, удвоил счет. Этот гол придал сил футболистам в красных футболках, а соперники, поняв, что им надо забивать, раскрылись и пропустили атаку. Анатолий Бышовец, получив передачу от Геннадия Еврюжихина, неотразимо пробил в дальний угол.

«Суть матча была в воодушевлении, с которым провела его наша сборная. В этом матче оно выразилось в высочайшем темпе, который команда держала, пока не добилась того, чего хотела. Темп – как выражение жажды игры и готовности к борьбе, темп – как утверждение собственного «я», собственного характера, стремления, чтобы противник плясал под твою дудку, был вынужден подчиниться», – написал о матче Лев Филатов.

ПОРАЖЕНИЕ ПО ЖРЕБИЮ

Финальную часть чемпионата Европы принимала Италия. Ее команда стала соперником сборной СССР в полуфинале. На решающие матчи наша команда отправилась не в оптимальном составе. В 1968 году национальная сборная играла и в олимпийском турнире. В матчах с футболистами Чехословакии получили травмы форвард Игорь Численко, защитники Муртаз Хурцилава и Виктор Аничкин.

К тому же по причинам, которые не были объявлены, из сборной были отчислены Эдуард Стрельцов, Валерий Воронин и Йожеф Сабо. Даже много лет спустя Михаил Якушин в интервью туманно объяснял, что это решение принимал не он, что есть «указания сверху», которые приходится выполнять. Якобы Сабо, советскому венгру, в матчах с командой исторической родины не хватало патриотизма, а Стрельцов и Воронин нарушали спортивный режим.

Матч в Неаполе с итальянцами получился тяжелым. У «скуадры адзурры» на первых минутах получил травму ведущий игрок Джованни Ривера, а замены тогда в официальных матчах не проводили. Но и в меньшинстве хозяева поля при поддержке переполненных трибун, на которых собрались почти 90 тысяч зрителей, играли агрессивно. Сборная СССР имела небольшое преимущество, чаще била по воротам, но моменты не реализовала.

Ни в основное, ни в дополнительное время счет не был открыт. По регламенту, победителя определили жребием – бросили монетку, а капитаны команд должны были угадать, какой стороной она упадет. Как вспоминал Михаил Якушин, он пробрался в судейскую комнату. «Сначала определяли, какой монетой бросать жребий – итальянской или французской. Выбрали французскую. Дальше события стали развиваться, как в трагикомедии. Руйола спрашивает у Шестернева, какую сторону монеты выберет он. Я за это время успел внимательно осмотреть монету и заметил, что одна ее сторона, называемая «фигурой», чуть выпуклая… Прикинул, что шансов на то, что монета упадет вверх выпуклой частью, значительно больше, и поэтому, не задумываясь, говорю Шестерневу: «Выбирай фигуру!» Он стоит, как отрешенный. Я ему говорю: «Фигуру!» Он находится в состоянии прострации и ничего не слышит… Я ему вновь говорю: «Фигура!» Он никак не реагирует. Руйоле надоело ждать, и он обратился уже к Факкетти – выбирай, мол, ты. Итальянец сразу смекнул, в чем дело, и произнес: «Фигура!» Руйола бросил монету, она упала на пол и раздался торжествующий крик Факкетти: «Фигура!», – писал в своей книге «Вечная тайна футбола» тренер нашей команды. По другой версии, монетка закатилась под скамейку, и какой стороной она упала, видел только судья, который заявил: «Италия».

Сборная Италии вышла в финал и затем стала чемпионом Европы, обыграв команду Югославии – ничья 1:1 и в переигровке – 2:0. Советские футболисты в матче за третье место встретились с англичанами, чемпионами мира 1966 года, и уступили – 0:2.

Закрыть