Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

После стрельбы в казанской школе в Петербурге прошли специальные уроки ОБЖ

Эксперты считают, что это не панацея: прежде чем проводить такие уроки, надо выработать единый алгоритм действий

УРОКИ ОБЖ ПО-НОВОМУ

11 мая при стрельбе в казанской гимназии погибли девять человек, большая часть из которых – дети. После этого по всей России, в том числе в Петербурге, стартовала проверка технического оборудования школ: камер, металлодетекторов и систем оповещения. Дальше – изменение самого подхода к преподаванию предмета.

Центр экстренной психологической помощи МЧС России разработал новый учебник по основам безопасности жизнедеятельности для 8-х – 9-х классов. В нем появятся разделы о противодействии экстремизму и терроризму.

«Это новый подход к тематическим линиям – он идет с позиции ребенка, мест и ситуаций, в которых он находится: не только в быту или на природе, но и в информационной и цифровой среде, в социуме. Изучение каждой темы мы начинаем с того, что нужно сделать, чтобы не попасть в опасную ситуацию. А уже потом мы говорим, что нужно делать, если в ней оказались. Важно показывать, что делать и зачем, вовлекать ребят в обсуждение и практические задания», – рассказала руководитель центра Юлия Шойгу, которая представила учебник на международном салоне «Комплексная безопасность 2021» 14 мая.

Впрочем, петербургские школьники уже знают, как вести себя во время теракта. «Раз в полгода образовательными учреждениями проводятся плановые инструктажи по действиям при угрозе совершения террористического акта. Действия при возникновении такой угрозы отрабатываются и на практике во время тренировок по эвакуации. Обучение по антитеррористической защищенности проводится как среди обучающихся, так и среди сотрудников», – рассказали «Петербургскому дневнику» в Комитете по образованию.

ИГРА В РЕАЛЬНОСТЬ

Как отмечает директор филиала школы безопасности для детей и родителей «Стоп угроза» в Санкт-Петербурге Екатерина Собкалова, родители не раз жаловались на «узкую» программу предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

«Пересматривать программу уроков ОБЖ надо на государственном уровне – это все очень большая работа, и за два дня подход не изменится. Однако уже сегодня каждый родитель может найти школу безопасности для своего ребенка. Занятия в нашей школе построены на «игре в реальность». Мы развиваем критическое мышление, умение оценить ситуацию, рассчитать, как действовать. Учим привлекать к себе внимание, поскольку это, наверное, самое сложное для детей, поскольку в обществе детям принято подсказывать: «Не кричи», «Не шуми», «Слушайся взрослых». А с детьми мы разбираем, кого именно из взрослых нужно слушать», – подчеркнула Екатерина Собкалова.

Член регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге, директор лицея №369 Константин Тхостов уверен, что проблема не в программе уроков ОБЖ, а в безразличии, которое царит в обществе. И, прежде чем посадить детей за парты и обсудить правила поведения во время ЧП, нужно четко понимать, как максимально уменьшить риск их возникновения.

«Люди в Казани видели человека с ружьем и не отреагировали. Где наша с вами безопасность? И если дети бы задавали мне эти вопросы, я не знал бы, что на них ответить. Проводить классный час нужно тогда, когда ты знаешь ответы на вопросы. А пока их нет, даже стыдно смотреть детям в глаза. Может быть, стоит прекратить искать проблему в школе, а задуматься над тем, что взрослые оказались не совсем готовы к таким ситуациям. Школа ждет того счастливого момента, когда 26-летней девочке не придется своей грудью в мирное время закрывать детей», – резюмирует педагог.

НАУЧИТЬ КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ И ДОВЕРЯТЬ

Эксперт по вопросам безопасности Екатерина Собкалова в беседе с «Петербургским дневником» рассказала, что детям важно знать во время ЧП.

«Невозможно быть готовым к таким ситуациям, на то они и чрезвычайные, что происходят внезапно и неожиданно, никто к ним не готов, – отметила Собкалова. – Ответить на вопрос, как вести себя родителям, если они никогда не разговаривали с ребенком про безопасность, практически невозможно. Хочется пожелать и порекомендовать мамам и папам не принимать все близко к сердцу, здесь очень страшно не переложить на ребенка страх, который испытывает взрослый человек. К сожалению, у нас культура безопасности находится на низком уровне, мы думаем о ней только тогда, когда все уже случилось. Произошла трагедия в Казани: скорректировали план уроков ОБЖ, звонят СМИ, на телевидении запустили сюжет, все блогеры об этом говорят. Однако я больше чем уверена, что еще неделя-две и мы опять об этом забудем».

Подготовку детей к экстренным ситуациям условно можно поделить на три возрастные группы: ученики начальной школы, учащиеся средней школы и старшеклассники.

«Абсолютно всем категориям понадобится умение концентрироваться в неожиданных ситуациях. Конечно, не паниковать. Ребенка можно научить брать себя в руки и реагировать спокойно. Что-то произошло: вдох-выдох и действуем по алгоритму», – советует эксперт.

Детей стоит обучить трем главным правилам, которые могут спасти их жизнь: постараться убежать от опасности, а если сделать это невозможно – надежно спрятаться. И только в крайнем случае – защищаться.

«Если есть возможность – беги, если нет возможности убежать – спрячься, создай полную тишину, выключи свет и сообщи спасателям, где ты. Младшим и средним школьникам мы рекомендуем только бежать и прятаться, проговариваем, что выше второго этажа из окон не прыгаем. Быстро спрятаться – очень важный навык: оперативно лечь под парту в дальний угол, оценить ситуацию, не высовываться и не включать телефон. Третий пункт – для старших школьников: если ты встретился напрямую с нападающим – действуй, защищай свою жизнь», – говорит Екатерина Собкалова.

Очень многое, по словам эксперта, зависит от педагога: если дети доверяют ему во время образовательного процесса, они будут слушаться его и во время ЧП.