Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«Памятник поставим в середине лета»: на могиле Алексея Балабанова появится мемориал

Изготовят его по эскизу вдовы режиссёра
«Памятник поставим в середине лета»: на могиле Алексея Балабанова появится мемориал Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Восемь лет назад, 18 мая, от острой сердечной недостаточности скончался культовый российский режиссёр Алексей Балабанов. Он подарил нам такие знаковые картины, как «Брат», «Брат-2», «Про уродов и людей», «Груз 200». Он умер в санатории «Дюны» под Петербургом, где работал над очередным сценарием. Похоронили Балабанова на Смоленском кладбище. Место выбрано неслучайно. Алексей Октябринович жил неподалёку, на Васильевском острове, любил гулять по тихим кладбищенским аллеям, некоторые виды использовал в своём творчестве. На Смоленском кладбище снята, например, одна из сцен фильма «Брат», где Данила Багров греется у костра рядом с бездомными.

НЕ ХОТЕЛ ПОМПЕЗНОСТИ

Сейчас могилу сценариста и режиссёра не так просто найти. На Смоленском кладбище ее не выделяет ничего. Сейчас на могиле стоит простой деревянный крест с фотографией. И на то была воля усопшего. Алексей Балабанов просил похоронить его по возможности аскетично, без помпезных памятников.

Однако в середине июля этого года, по словам вдовы Балабанова, Надежды Васильевой, на могиле всё-таки появится памятник режиссёру. Он будет минималистичным, без портрета. По словам Васильевой, которая стала автором надгробия, к этому решению подтолкнуло общественное мнение.

«Мы оба с Алексеем люди простые. Ему, как и мне, хотелось, чтобы на могиле стоял простой деревянный крест и всё. Но спешу успокоить поклонников творчества, которые просили установить памятник, мы поставим его в середине июля, – объяснила своё решение вдова Балабанова. – Я стала автором, потому что никакие проекты мне не нравились. Мне приносили разные эскизы. На одном из них, например, Алексей сидит на скамейке. Считаю, чем проще будет, тем лучше».

Надежда Васильева также отметила, что памятник сейчас делают в Петербурге.

«Как он будет выглядеть, говорить преждевременно. Это долгая, ручная работа. Если мне не понравится результат, будем переделывать», – отметила собеседница «Петербургского дневника».

Кроме того, как рассказала вдова режиссера, в день смерти, 18 мая, ни в каких памятных мероприятиях она участвовать не будет.

«До сих пор не привыкла к тому, что его нет рядом. Из города собираюсь уехать к духовному наставнику Алексея (иеромонаху Рафаилу – прим. ред.)».

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

НАСЛЕДИЕ В ФИЛЬМАХ

Друзья, коллеги и многие поклонники уверены, что Балабанов воздвиг себе достойный памятник ещё при жизни. Наследие мастера насчитывает 18 режиссёрских работ. Его фильмы живут до сих пор и находят новых зрителей и в России, и за рубежом. И это при том, что его картины вызывали самые противоречивые суждения у российской аудитории и у ценителей киноискусства за рубежом. Но равнодушными они не оставляли никого. Так, к примеру, «Брата», которого показали в программе Каннского кинофестиваля, зрители приветствовали овациями 15 минут! Всего эта картина объехала около сотни фестивалей. Лента «Про уродов и людей», получившая «Нику», попала в десятку лучших фильмов по версиям сразу нескольких журналов Англии, а за прокат во Франции за неё боролись три крупнейшие компании.

Ретроспективы фильмов Балабанова ежегодно проходят во многих странах мира, в том числе в Доме кино и киноцентре «Родина» в Петербурге.
Оператор-постановщик Игорь Плаксин, работавший с Балабановым в «Брате» и «Брате-2», а также в фильме «Про уродов и людей» предположил, что секрет долголетия работ режиссера в таланте окружать себя особенными людьми.

«Это был яркий и одновременно сложный человек. При постановке задач он избегал детальной конкретики, видимо рассчитывая на то, что мы предложим что-то более интересное и необычное. Поэтому иногда приходилось переделывать нашу работу несколько раз, пока она его не устроит. Но Лёша умел собирать вокруг себя неординарных и очень интересных людей. И благодаря его смелости, нестандартному взгляду на жизнь, а также работавшему с большой самоотдачей коллективу получались такие знаковые и яркие для своего времени фильмы», – говорит Плаксин.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»