Яндекс.Метрика
  • Михаил Григорьев

Василий Данилов: «Звание заслуженного мастера спорта пришлось ждать много лет»

13 мая один из лучших защитников нашего футбола, заслуженный мастер спорта России, бывший игрок «Зенита» и сборной СССР Василий Данилов отмечает 80-летие. Спортивный обозреватель «Петербургского дневника» связался с юбиляром по телефону

– Василий Савельевич, как ваше самочувствие?

– Нормально. Сегодня поеду в офис клуба «Зенит» на собрание ветеранов.

 Будет чествование по случаю круглой даты?

– Это не в честь меня. Это традиционное собрание, но, наверное, и меня отметят. Рад, что дожил до таких лет. Спасибо всем за поздравления!

 Если вспомнить самое главное событие в вашей футбольной жизни, то это будет чемпионат мира в Англии 1966 года, на котором сборная СССР заняла четвертое место или что-то другое?

– Конечно, чемпионат мира. Тогда нас едва не наказали за это четвертое место. Хотя перед чемпионатом мира, конечно, руководители нам говорили: выйдете в полуфинал – мы вам все дадим, дырки под ордена можете смело прокалывать. Ну, мы и «прокололи». Проиграли 1:2 в полуфинале немцам и в матче за третье место португальцам.

 Но перед этим в группе победили сборную КНДР, которая стала сенсацией чемпионата мира, итальянцев и чилийцев. В четвертьфинале выиграли у венгров.

– Вот матч с венграми был самым тяжелым. Это была очень сильная команда, они же в группе обыграли бразильцев – 3:1. За них тогда играл знаменитый Ференц Бене, он в одиночку с бразильцами разделался. Накануне игры мне Николай Петрович Морозов, главный тренер сборной говорит: «Как, Василий, себя чувствуешь? Спать спокойно будешь? Ну-ну, спи, но если Бене забьет, то извини». Представляете, как мне спалось в ту ночь? Мы выиграли, но ведь гол в наши ворота забил Бене! Я ушел с фланга в центр, а Альберт Шестернев пошел назад в штрафную. Я ему кричу: «Алик, поближе к нему!», но он чуть-чуть не успел, мяч отскочил к Бене, и он сделал счет 2:1. А в конце матча нам просто повезло – венгры, как говорится, нас придушили, крутили, как хотели. Мяч катался по линии наших ворот, как мы только победили тогда – сам не пойму.

– Были шансы занять третье место?

– Шансы были и в финал выйти, но немцам судья помог, удалил Игоря Численко. К тому же Йожеф Сабо получил травму, а замены тогда не разрешали делать. Мы вдевятером матч доигрывали. Конечно, могли добиться большего, если бы был другой состав в игре с Португалией. Но не могли играть Сабо и Численко, а кто-то испугался, как Муртаз Хурцилава перед игрой. У португальцев в центре нападения играл Торрес – высокий, под два метра ростом, мощный. Муртаз же был невысокого роста, говорил: «Я не могу играть против Торреса, не ставьте меня в центр». Но тренеры решили по своему, и один мяч Торрес сам забил головой, легко перепрыгнув Муртаза, а второй – Эйсебио, с пенальти, который дали за то, что Хурцилава сыграл рукой.

– «Зенит» в те времена был командой небогатой. Как тогда говорили, условия футболистам не мог создавать. Вас же звали в другие клубы, почему не ушли?

– В «Зените» мне дали квартиру – однокомнатную, с совмещенным санузлом, в ней жили с женой и ребенком. Меня, когда в сборной играл, звали и в московские клубы, и в киевское «Динамо». Обещали все вопросы решить. Но мне уйти из «Зенита» было неудобно, меня же приглашали сюда совсем молодым. Жалко было Ленинград. Хотя потом я не раз жалел, что не ушел.

 Звание заслуженного мастера спорта России вам присвоили в 1997 году. Знаю, что вы сами об этом не хлопотали.

– Случайно в какой-то степени получилось. Пришлось четыре года ждать этого звания. В 1993 году меня пригласили в команду, в которой вместе с ветеранами футбола были люди из руководства города, в том числе и вице-мэр Валерий Иванович Малышев. Поехали в Москву на турнир, играли с командами Москвы, Киева, Тбилиси. И как-то в шутку зашел разговор, что надо мне присвоить звание заслуженного мастера спорта. А Малышев отнесся серьезно, сказал, что надо этим заняться. Но дело затянулось, из РФС мне несколько раз звонили, говорили, что каких-то документов не хватает, что их должна им отправить городская федерация футбола. Только в 1997 году сообщили, что звание присвоено. Конечно, мне приятно, хотя я со сборной не занял первого или второго места на чемпионате Европы, но наше четвертое место на чемпионате мира – это достижение.

Закрыть