В Петербурге упорядочивается аренда самокатов
«Передвижение по городу должно быть удобным, комфортным, а главное – безопасным для всех участников дорожного движения, – отметил председатель Комитета по транспорту Кирилл Поляков. – Сегодня мы совместно с кикшеринговыми организациями договорились о реализации необходимых мер как со стороны города, так и со стороны бизнеса, которые направлены на упорядоченное развитие сервисов аренды самокатов».
Социальный проект
К слову, самокатных компаний на встрече было представлено как минимум четыре: Whoosh, «Молния», Urent, «Ассоциация операторов шеринговых средств микромобильности». А ведь всего два года назад на рынке работала только Whoosh, да и у той парк самокатов насчитывал только полсотни единиц. Сейчас электросамокатов – на любой цвет и мощность – стало так много, что они начали мешать пешеходам даже в те минуты, когда не используются по назначению, а стоят на импровизированных парковках. С парковками требуется разобраться: они должны обосноваться в таких местах, чтобы не мешать проходу людей к метро и автобусным остановкам. Самокатчики, в свою очередь, говорят, что велосипед надо обязательно пристегивать, и не их вина, что велостоянок на всех не хватает, а столбики, перила, оградки как назло встречаются у станций метро или у исторических достопримечательностей.
«Прокатные электросамокаты покорили всю Европу и Америку и уже вытесняют велосипеды, – рассказал «Петербургскому дневнику» лидер самокатного движения Let’s kick Moscow Александр Нилов. – Если бы мы могли сейчас путешествовать, мы бы увидели это своими глазами. К слову, эти шеринги – еще и социальный проект, и в самые сложные эпидемические дни врачи могли пользоваться самокатами абсолютно бесплатно. В разных городах разные правила, например, в Германии самокаты просто лежат на улицах, их не надо пристегивать, и правил, запрещающих оставлять их возле метро, тоже нет. В Америке тоже сделали такую систему, но вандалы начали поджигать самокаты, сбрасывать их в реки, поэтому там тоже стали внедрять обязательные замки-тросы. А у нас самокат не только пристегивают замком, но и фотографируют».
Правило 15 метров
По новым правилам, самокаты нельзя будет «парковать» в 15 метрах от остановок, вокзалов и метро, если только для них не установлена специальная стойка, согласованная с городскими властями. Стойка должна помещаться в таком месте, чтобы не препятствовать основному потоку пешеходов, выходящих со станции.
При Комитете по транспорту будет создана рабочая группа, регулирующая работу кикшеринговых сервисов, и она определит, где такие стойки могут помещаться. О разрешенных парковках пользователя будет уведомлять само приложение. Напомним, что каждое лето в соцсетях появляются фотографии велосипедов и самокатов, пристегнутых к инвалидным пандусам на входе в метро. Если появится инвалид на коляске, ему будет непросто въехать, перехватывая перила, к которым тут и там прикручены самокаты.
Кикшеринг – лидер по применению современных технологий, говорит Александр Нилов, и Россия здесь не отстает от других стран. Например, в Москве уже есть места, куда запрещен въезд на электросамокатах, и этот запрет осуществляется не с помощью забора, а с помощью того же приложения в смартфоне. Стоит въехать на прокатном аппарате на территорию парка Зарядье, колеса тут же заблокируются. Поэтому второе требование чиновников – об обязательном ограничении скорости до 15 километров в час – соблюсти совсем не сложно. Нарушителям будут отключать аккаунт.
Вопрос о скорости
Директор кикшеринговой компании «Молния» Андрей Синьковский одобрил правило о запрете парковки близ остановок: «У нас в приложении все остановки размечены специальными иконками, и оно подскажет, как найти место. Столбики нам не нужны, так как наши самокаты не пристегиваются. Их, конечно, воруют, но злоумышленников потом находят и привлекают к ответственности. Недавно вот поймали вора-таксиста, который увез самокаты на своей машине, но нашли и его, и аппараты, и соучастника».
Зато второе правило – о скоростном режиме – операторам сервиса не понравилось.
«Мы были согласны на скорость в 20 километров в час, но не на 15 километров в час, – отметил Синьковский. – Ведь в этом случае самокат перестанет быть годной альтернативой велосипеду, а значит, встанет вопрос о его востребованности в целом». Операторы кикшеринга говорят, что ограничения должны применяться адресно, в определенные часы в определенное время.
Так, Нилов рассказал о новой идее: устанавливать на каждом самокате видеокамеру, которая фиксирует трафик пешеходов. И если в парке, куда ты приехал, слишком много людей, скорость автоматически снизится до 10 километров в час. Либо самокат вообще перестанет работать.
«Реализация новых правил напрямую зависит от прокатчика, ибо только ему по силам внести коррективы в приложение. Но если электросамокат всерьез готовят как альтернативу велосипеду, то он потребует особой инфраструктуры. Не забывайте, что велосипедист передвигается преимущественно по проезжей части, а самокатчик – по тротуару. Им пользуются люди, не имеющие водительских прав, а иногда – элементарного представления о том, как вести себя в городском пространстве. Думаю, разрешать им ездить на скорости, в 4 раза превышающей скорость пешехода, было бы преждевременно», – сказал специалист по транспортному развитию территорий Института территориального планирования «Урбаника» Илья Резников.